Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



16 СВЯТИЛИЩЕ ЗМЕИ

Из Чолулы мы поехали на восток, мимо процветающих городов Пуэбла, Орисаба и Кордоба, в сторону Веракруса и Мексиканского залива. Пересекли Сьерра-Мадре-Ориенталь с вершинами, подернутыми туманом, где воздух холодный и прозрачный, потом спустились к тропическим равнинам, покрытым пышными плантациями пальм и бананов. Мы направлялись в самое сердце старейшей и самой загадочной цивилизации в Мексике — к ольмекам, чье имя означает "каучуковые люди".

Ольмеки, история которых восходит ко второму тыся­ челетию до н.э., прекратили свое существование за полторы тысячи лет до подъема империи ацтеков. У ацтеков сохра­нились, однако, устойчивые предания об ольмеках; кстати, именно ацтеки назвали их так в честь области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где, по преданиям, ольмеки обитали. Эта область находится между современным Веракрусом на западе и.Сьюдад-дель-Кармен на востоке. Именно здесь ацтеки разыскали ряд старинных ритуальных предметов ольмеков и по неизвестным причинам собрали их и поместили на почетное место в своих храмах.

Глядя на карту, я видел синюю линию реки Коацекоалькос, текущей к Мексиканскому заливу почти посереди­ не легендарной родины ольмеков. Здесь, где некогда разра­ стались каучуковые деревья, теперь развивается нефтяная промышленность, и тропический рай превращается в некое подобие последнего круга Дантова ада. После нефтяного бума 1973 года город Коацекоалькос, беспечный, но не осо­ бенно процветающий, вдруг превратился в транспортный узел и центр нефтепереработки с удобными отелями и насе­ лением в полмиллиона. Он расположен совсем близко от центра промышленной зоны, где практически все, пред­ ставляющее интерес с точки зрения археологии и уцелевшее от разграбления испанцами в эпоху завоевания, оказалось погубленным ненасытной экспансией нефтяного бизнеса. Поэтому больше не представляется возможным на основе прямых свидетельств подтвердить или опровергнуть интри­ гующие намеки легенд, что некогда здесь происходили со­ бытия чрезвычайной важности.

Я помнил, что Коацекоалькос означает "Святилище Змеи". Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мек­ сику из-за моря на судах, "борта которых блестели подобно змеиной коже". И отсюда же, по преданию, он отплыл на своем плоту из змей, покидая Центральную Америку. Мне представлялось, что название "Святилище Змеи" относи­ лось ко всей родине ольмеков, включая не только Коаце­ коалькос, но и другие районы, менее разоренные промыш­ ленным прогрессом.

Действительно, сначала в Трес-Сапотес, к западу от Ко- ацекоалькоса, а затем в Сан-Лоренсо и Ла-Вента, к югу и востоку от него, были обнаружены многочисленные образ­цы типично ольмекской скульптуры. Все они были высече­ ны из базальтовых монолитов или другого столь же проч­ ного камня. Некоторые имели вид гигантских голов весом до тридцати тонн. Другие представляли собой массивные стелы с высеченными на них сценами встречи двух явно различных человеческих рас, причем американо-индейской среди них не было.

Кто бы ни был создателем этих выдающихся произве­ дений искусства, он, очевидно, принадлежал к утонченной, хорошо организованной, процветающей и технически раз­ витой цивилизации. Беда в том, что кроме этих произведе­ ний не осталось абсолютно ничего, по чему можно было бы судить о характере и происхождении этой цивилизации. Ясно было лишь то, что ольмеки (археологи с радостью взяли на вооружение термин ацтеков) обитали в Централь­ ной Америке около 1500 года до н.э., причем их изыскан­ная культура к этому моменту вполне сложилась.

САНТЪЯГО-ТУСТЛА

Мы провели ночь в рыбацком порту Альварадо и на следующий день продолжили свой путь на восток. Дорога, по которой мы ехали, вилась между плодородными холма­ ми и долинами; время от времени, прежде чем повернуть внутрь страны, дорога открывала вид на Мексиканский за­ лив. Перед нами мелькали зеленые лужайки, пламенеющие деревья, деревушки, спрятавшиеся в долинах, заросших тра­ вой, где неуклюжие свиньи рылись в кучах отбросов. По­ том мы взобрались на вершину холма, и перед нами раски­нулся простор полей и лесов, обрамленный утренним тума­ ном и размытыми контурами далеких гор.

Через несколько километров мы спустились в долину, на дне которой лежал старый колониальный город Сантья- ro -Тустла. Здесь вас окружает буйство цветов: кричащие витрины магазинов, красные черепичные крыши, желтые соломенные шляпы, кокосовые пальмы, банановые дере­вья, ярко одетые дети. В некоторых магазинах и кафе гремела музыка. На главной площади Сокало воздух был на­полнен влагой, хлопаньем крыльев и пением ярких тропи­ческих птиц. Центр площади занимал зеленый сквер, в се­ редине которого, подобно магическому талисману, красова­ лось огромное, около трех метров высотой, высеченное из серой каменной глыбы изображение негритянской головы в шлеме. Толстые губы, широкие ноздри, глаза безмятежно закрыты, подбородок покоится на земле; выражение лица — угрюмо-терпеливое.

Итак, перед нами первая загадка ольмеков: монумен­ тальная скульптура, которой более 2000 лет, изображает че­ ловека с несомненно негроидными чертами лица. Разумеет­ся, 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африкан­ цев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15000 года до н.э.

Голова, которую называют "Кобата" по имени помес­ тья, где она была найдена, является крупнейшей из шест­ надцати аналогичных ольмекских скульптур, обнаружен­ ных в Мексике. Считается, что ее изваяли незадолго до Рождества Христова, и вес ее превышает 30 тонн.

ТРЕС-САПОТЕС

От Сантьяго-Тустла мы проехали двадцать пять кило­ метров на юго-запад через дикие и заросшие буйной расти­тельностью места до Трес-Сапотес, позднеольмекского по­ селения, расцвет которого приходится на период между 500 годом до н.э. и 100 годом н.э. Теперь оно превратилось в несколько курганов, разбросанных среди кукурузных по­ лей. В 1930-1940 годы американский археолог Мэтью Стир- линг проводил здесь обширные раскопки.

Историки-догматики этого периода, насколько я по­ мню, упорно продолжали считать, что цивилизация майя — древнейшая в Центральной Америке. В этом можно не со­мневаться, утверждали они, потому что недавно расшифро­ ванный календарь майя из точек и тире позволил точно датировать большое количество церемониальных надписей. Самая ранняя датировка находок в раскопках, связанных с майя, относилась в то время к 228 году н.э. Поэтому потрясением основ академического статус-кво явилась стела, най­денная Стирлингом при раскопках в Трес-Сапотес, с более ранней датировкой. Дата, обозначенная на ней точками и тире, соответствовала 3 сентября 32 года до н.э.

Самым потрясающим было то, что Трес-Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольме-ки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является "прародительницей" культур Центральной Америки. Правда, которую отрыла в Трес- Сапотес лопата Стирлинга, постепенно вышла наружу. Эта правда состоит в том, что ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически раз­ витым народом, и именно они изобрели календарь с точка­ми и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э. и который предсказывает конец света в 2012 году.

Неподалеку от стелы с календарем Стирлинг откопал в Трес-Сапотес гигантскую голову. Перед этой головой я те­ перь сидел. Датируемая примерно 100 годом до н.э., она имеет около 2-х метров в высоту, 5,5 метра в окружности и весит свыше 10 тонн. Как и ее двойник в Сантьяго-Тустла, она, несомненно, изображает африканца в плотно прилега­ ющем шлеме с длинным ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты; лицо, явно выраженного негроидного типа, прорезано глубокими морщинами с обеих сторон носа. Уголки толстых губ загнуты вниз. Глаза миндалевидной формы открыты, внимательны, но холодны. Из-под странного шлема выглядывают сердито нависшие брови.

Стирлинг был изумлен своим открытием и писал в отчете:

"Голова была высечена из отдельной массив­ ной базальтовой глыбы. Она покоилась на спе­циальном фундаменте из необработанных ка­ менных глыб... Будучи расчищена от земли, она имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно не­ гритянского типа... "

Вскоре этот американский археолог сделал в Трес-Са потес еще одно беспрецедентное открытие — он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эти забав­ ные находки резко контрастировали с преобладающим мне­ нием археологов, что колесо не было известно в Централь­ной Америке до ее завоевания. Эти "собакомобили" доказа­ ли как минимум, что принцип колеса был известен уже ольмекам, самой ранней цивилизации Центральной Амери­ ки. Но если такой изобретательный народ, как ольмеки, додумался до принципа колеса, представляется очень мало­ вероятным, чтобы они использовали его только в детских игрушках.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен