Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 14 ЛЮДИ ЗМЕИ

Посвятив ранее столько времени изучению преданий о Виракоче, бородатом боге далеких Анд, я обнаружил, что описания Кецалькоатля, главного божества пантеона древ­ ней Мексики, звучат до удивления знакомо.

Так, например, в одном доколумбовом мифе из Мекси­ ки, записанном испанским летописцем XVI века Хуаном де Торквемадой, говорится, что Кецалькоатль был "румяным светлокожим человеком с длинной бородой". В другом ис­ точнике о нем говорится: это был белый человек, крупный мужчина с высоким лбом, большими глазами, длинными волосами и большой окладистой бородой ( la barba grande у redonda ). В третьем его характеризовали так:

"Загадочная личность... белый человек могу­ чего телосложения с высоким лбом, большими глазами и ниспадающей бородой. Он был одет в длинную белую рубаху почти до пола. Он осуждал жертвоприношения, за исключением плодов и цветов. Его знали как бога мира... Когда к нему обращались по военным вопро­ сам, он, как рассказывают, затыкал уши паль­ цами ".

Согласно особенно удивительному преданию, этот муд­ рый учитель

"прибыл из-за моря в лодке, которая двига­лась сама, без помощи весел. Это был высо­ кий бородатый белый человек, который на­ учил людей пользоваться огнем для приготов­ ления пищи. Он также строил дома и учил пары жить вместе как муж и жена; так как люди в те времена часто ссорились, он учил их жить в мире".

МЕКСИКАНСКИЙ БЛИЗНЕЦ ВИРАКОЧИ

Читатель помнит, что в Андах Виракоча путешествовал под разными именами. То же самое делал и Кецалькоатль.

В некоторых районах Центральной Америки (особенно у майя-киче) его называли Гукумац. В других местах, напри­мер, в Чичен-Ица, его знали как Кукулкана. Когда оба эти имени перевели с местных наречий, оказалось, что они оз­ начают в точности одно и то же: Пернатый Змей. Кстати, так же переводится и Кецалькоатль.

Были и другие боги, особенно у майя, чье описание было очень'близко к описанию облика Кецалькоатля. Один из них, великий просветитель Вотан, был, по описаниям, тоже светлокожим, бородатым и носил длинную рубаху. Ученые не смогли перевести его имя, но его символом, как и у Кецалькоатля, была змея. Другим родственным боже­ ством был Ицамана, бог врачевания майя, тоже бородатая личность в длинной рубахе; его символом была гремучая змея.

Из всего этого, по мнению ведущих специалистов, сле­ дует, что мексиканские легенды, собранные испанскими хронистами во время конкисты, зачастую являются про­ дуктом взаимопроникновения и соединения очень древних устных преданий. При этом, однако, складывается впечат­ ление, что за ними стоит некая историческая реальность. По мнению наиболее авторитетного исследователя майя Сильвануса Грисвольда Морли:

"Великий бог Кукулкан, или Пернатый Змей, является "майским аналогом ацтекского Ке­ цалькоатля, мексиканского бога света, обра­зования и культуры. В пантеоне майя он счи­ тался великим организатором, основателем городов, автором законов и календаря. При­ чем его основные черты и биография настоль­ ко реалистичны, что представляется вполне вероятным, что это реальный историчес­ кий персонаж, крупный законодатель и орга­низатор, память о деяниях которого намного пережила его, а в дальнейшем стала причиной его обожествления".

Все легенды недвусмысленно утверждают, что Кецаль­ коатль (он же Кукулкан, Гукумац, Вотан, Ицамана...) при­ был в Центральную Америку издалека (из-за "Восточного моря") и впоследствии снова уплыл в том же направлении, к всеобщей великой печали. Легенды добавляют, что он торжественно обещал когда-нибудь вернуться — слишком точная аналогия с Виракочей, чтобы считать это простым совпадением. Вспомним вдобавок, что отъезд Виракочи по волнам Тихого океана был описан в андских преданиях как волшебное событие. Отбытие Кецалькоатля из Мексики так­ же выглядит достаточно странно: утверждают, что он от­ плыл "на плоту из змей".

В общем, я чувствовал, что Морли был прав в своих поисках реальной фактической подоплеки мифов майя и других народов. Похоже только, что, судя по преданиям, бородатый светлокожий иностранец по имени Кецалько- атль (он же Кукулкан и пр.) был не одним лицом, а не­ сколькими людьми, прибывшими из одного места и при­ надлежавшими к одному, но явно не индейскому этничес­кому типу (борода, светлая, кожа и т.д.). В пользу такой гипотезы о существовании целого семейства родственных 18 , но слегка различных богов с общим символом змеи гово­ рит, в частности, то, что, согласно многим источникам, Ке­ цалькоатля — Кукулькана — Ицаману сопровождали "спут­ ники", или "помощники".

В некоторых мифах, которые приводятся в сборнике древних религиозных текстов майя "Книги Чилам-Бала- ма", сообщается, что первыми жителями Юкатана были "Люди Змеи". Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, "Змеей Востока" — великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых".

"Кукулькан, — как гласит другое предание, — при­ плыл с девятнадцатью спутниками, двое из которых были богами рыбы, двое других — богами земледелия и еще один — богом грома... Они оставались в Юкатане десять лет. Ку­ кулькан сотворил мудрые законы, после чего поднял парус и исчез в направлении восходящего солнца..."

Согласно испанскому хронисту Лас Касасу: "Туземцы утверждают, что в древние времена в Мексику прибыли двадцать человек, вождя которых звали Кукулькан... Они носили свободные рубахи и сандалии, у них были длинные бороды и непокрытые головы... Кукулькан преподал лю­ дям искусство жить в мире и научил их, как сделать раз­ личные важные орудия..."

Тем временем Хуан де Торквемада записал следующее довольно своеобразное предание о пришельцах, которые приплыли в Мексику с Кецалькоатлем:

"У этих людей была благородная осанка и хоро­ шая одежда; они были одеты в длинные рубахи из черного холста, без капюшона и ворот­ ника, с глубоким вырезом впереди, с коротки­ ми рукавами, не доходящими до локтей... Эти последователи Кецалькоатля были людьми ве­ликих знаний и чрезвычайно сведущими во вся­ ческих сложных работах".

Подобно своему задолго до того исчезнувшему близне­ цу, белому и бородатому андскому богу Виракоче, Кецаль- коатль, как говорят, принес в Мексику все ремесла и на­ уки, необходимые для перехода к цивилизованной жизни, чем обеспечил наступление золотого века ". Верили, что он принес в Центральную Америку письменность, изобрел ка­ лендарь и был блестящим строителем, который научил лю­ дей секретам каменной кладки и архитектуры. Он был от­ цом математики, металлургии и астрономии; про него гово­ рили, что он "измерил землю". Он также явился родона­ чальником продуктивного земледелия, открыл и внедрил кукурузу — основу жизни в этих краях. Великий врачева­ тель, он был покровителем лекарей и чародеев, "открыл людям загадочные свойства растений". Кроме того, он был почитаем как законодатель, покровитель ремесел и искусств.

Как и можно было ожидать от такой высококультур­ ной личности, он категорически запрещал грязную практи­ ку человеческих жертвоприношений во время своего прав­ ления. После его отбытия кровавый ритуал возродился с новой силой. Тем не менее даже ацтеки, самые неистовые последователи ритуала человеческих жертвоприношений в долгой истории Центральной Америки, вспоминали о вре­ менах Кецалькоатля "с ностальгией". "Он был учителем, — вспоминает легенда, — который учил, что не следует при­ чинять вреда никакому существу и что уж если приносить В жертву, то никак не людей, а птиц и бабочек".

КОСМИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Почему ушел Кецалькоатль? Что случилось?

Мексиканские легенды так отвечают на эти вопросы. Они говорят, что конец просвещенному и великодушному правлению Пернатого Змея положил Тескатилпока, злоб­ ный бог, имя которого переводится как "Дымящееся Зер­кало", чей культ требовал приносить людей в жертву. По­ хоже, что в древней Мексике произошло сражение почти космического масштаба между силами света и тьмы, в кото­ ром темные силы одержали победу...

Предполагаемое место, послужившее ареной, на кото­рой разыгралась эта трагедия, сейчас называется Тула. Ему не более тысячи лет; однако окружающие его легенды отно­ сят его к гораздо более отдаленной" эпохе. В те доисторичес­ кие времена оно именовалось Толлан. Все предания сходят­ ся на том, что именно у Толлана Тескатилпока нанес пора­ жение Кецалькоатлю и заставил его покинуть эти края.

ОГНЕННЫЕ ЗМЕИ

Тула, провинция Идальго

Я сидел на плоской вершине сооружения, которое без особой выдумки называется "Пирамида В". Послеполуден­ ное солнце так и палило с безоблачного синего неба, а я сидел лицом к югу, оглядывая окрестности.

У основания пирамиды, с севера и востока, располага­ лись стены с изображениями ягуаров и орлов, пожирающих человеческие сердца. Сразу за моей спиной стояли четыре колонны и четыре устрашающего вида гранитных идола, каждый высотой под три метра. Впереди и слева от меня находилась частично разрытая Пирамида С, поросший как­ тусами курган высотой около 12 метров; дальше виднелись курганы, не тронутые археологами. Справа от меня находи­ лось "Поле для игры в мяч". На этой длинной 1-образной арене в древности устраивали игры гладиаторов. Две ко­ манды, а иногда просто два игрока, боролись за обладание каучуковым мячом; проигравшим отрубали голову.

Идолы на площадке сзади меня имели вид торжествен­ ный и устрашающий одновременно. Я встал и подошел, чтобы познакомиться с ними поближе. Скульптор наградил их суровыми и неумолимыми лицами, крючковатыми носа­ ми и пустыми глазами, лишенными сочувствия и эмоций. Но больше всего меня заинтересовал не их свирепый вид, а предметы, которые они сжимали в руках. Археологи при­знаются, что не знают точно, что это за предметы, однако попытались дать им названия. Эти названия "прилипли", и теперь принято говорить, что в правой руке каждый идол держит копьеметалку атль-атльс, а в левой — "копья или стрелы и курильницы". И никого особенно не волнует, что па самом деле эти предметы нисколько не похожи на атль- атльс, копья, стрелы и курильницы.

Когда я разглядывал эти своеобразные предметы, у меня возникло ощущение, что их оригиналы были изготовлены из металла. Устройство в правой руке как-будто высовыва­ ется из футляра или защитного кожуха; оно имеет форму ромба со скругленной нижней кромкой. Устройство в левой руке может быть каким-либо прибором или оружием.

Я вспомнил легенды, согласно которым боги древней Мексики были вооружены ксиукоатль, "огненными змея­ ми", которые могли испускать лучи, способные пронзать и расчленять человеческое тело. Может быть, идолы в Туле держали в руках именно "огненных змей"? Что же они собой представляли в таком случае, эти змеи?

Чем бы они ни были, внешне оба устройства выглядели как нечто техническое. И чем-то напоминали столь же за­гадочные предметы, находившиеся в руках идолов Каласа- сайи в Тиауанако.

СВЯТИЛИЩЕ ЗМЕИ

Мы с Сантой прибыли в Тулу — Толлан, потому что она была тесно связана как с Кецалькоатлем, так и с его заклятым врагом Тескатилпокой, Дымящимся Зеркалом. Вечно молодой, всемогущий, вездесущий и всезнающий Тескатилпока ассоциировался в легендах с ночью, тьмой и священным ягуаром. Он был "невидим и неумолим, являясь людям то летящей тенью, то ужасным чудовищем". Ча­сто изображаемый в виде сверкающего черепа, он владел якобы, загадочным предметом, Дымящимся Зеркалом, в честь которого и был назван и которое позволяло ему на боль­ шом расстоянии наблюдать за тем, что делают люди и боги. Ученые логично предположили, что этим зеркалом мог быть примитивный "магический кристалл" из обсидиана. Обси­ диан всегда обладал в глазах мексиканцев волшебной си­ лой, именно из него для жрецов изготавливали жертвенные ножи... Берналь Диас [испанский хронист] отмечает, что они называли этот камень "Тескат". Из него же для колду­ нов изготавливались магические зеркала.

Олицетворяя силы тьмы и хищного зла, Тескатилпока, как гласят легенды, ввязался в конфликт с Кецалькоатлем, продолжавшийся немало лет. Верх брал то один, то другой. Но в конце концов космическое сражение окончилось по­ ражением добра, и Кецалькоатль был изгнан из Толлана. Вслед за этим, под влиянием кошмарного культа Тескатил-поки, в Центральной Америке повсеместно снова были вве­ дены человеческие жертвоприношения.

Как мы уже знаем из легенд, Кецалькоатль бежал на побережье, откуда отплыл на плоту из змей. Как гласит одна из легенд, "он сжег свои дома, построенные из серебра и раковин, зарыл свои сокровища и отплыл по Восточному морю вслед за своими соратниками, которые обратились в ярких птиц".

Это горькое расставание произошло, предположитель­но, в месте, которое называется Коацекоалькос, что означа­ ет "Святилище змей". Там перед отправлением Кецалько­ атль обещал своим последователям, что когда-нибудь вер­ нется, чтобы низвергнуть культ Тескатилпоки и начать но­ вую эру, когда боги вновь будут "принимать пожертвова­ния из цветов" и прекратят требовать человеческой крови.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен