Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ЧАСТЬ III ПЕРНАТАЯ ЗМЕЯ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

ГЛАВА 13 КРОВЬ И ВРЕМЯ В КОНЦЕ СВЕТА

ЧИЧЕН-ИЦА, СЕВЕРНЫЙ ЮКАТАН, МЕКСИКА

Прямо за мной, возвышаясь почти на 30 метров, стоял идеальный зиккурат, храм Кукулькан. В каждой из четы­ рех его лестниц насчитывалось по 91 ступени. С учетом верхней площадки общее количество ступенек составляет 365 — число полных суток в солнечном году. Геометрия и ориентация сооружения выдержаны с немыслимой точнос­ тью, что позволяло добиться результата столь же драмати­ ческого, сколь и таинственного: в дни весеннего и осеннего равноденствия с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывалось изображение гигантской извивающейся змеи. Эта иллюзия длилась ровно 3 часа 22 минуты.

От храма Кукулькан я направился в восточном направ­ лении. Передо мной, опровергая распространенное заблуж­дение, будто народы Центральной Америки не преуспели в создании колонн как архитектурных элементов, стоял це­ лый лес белых каменных колонн, которые некогда поддер­ живали массивную крышу. Солнце немилосердно палило сквозь прозрачную синеву безоблачного неба, а типичные для этих мест прохладно-глубокие тени притягивали к себе. Я прошёл мимо и направился к подножью крутых ступе­ ней, которые вели к расположенному рядом "Храму Вои­ нов".

Ступив на лестницу, я поднялся наверх и увидел ги­ гантскую фигуру идола Чакмоол. Он полулежал, полусидел в странно напряженной и выжидательной позе. Согнутые колени торчали вверх, толстые икры были прижаты к бед­ рам, пятки — к ягодицам, локти упирались в землю, руки были сложены на животе, удерживая пустое блюдо; спина, казалось, находится в неустойчивом положении, как будто идол стремится встать. Если бы он это проделал, то рост его составил, думаю, метра два с половиной. Даже откинув­ шись назад, он напоминал сжатую пружину, заряженную свирепой и безжалостной энергией. Его неумолимое квад­ ратное лицо с тонкими губами казалось таким же жестким и безразличным, как камень, из которого его вырезали. Глаза были обращены на запад, олицетворявший традици­ онно тьму, смерть и черный цвет.

В мрачном настроении продолжал я подниматься по сту­ пеням "Храма Воинов", размышляя о том, что в доколум-бовы времена человеческие жертвоприношения были здесь в порядке вещей. Пустое блюдо, прижатое Чакмоолом к животу, предназначалось для вырванных сердец. Как рас­ сказывал один испанский очевидец в XVI веке:

"Если они собирались вынуть сердце у челове­ ка, то обставляли это с большой помпой... Жертву приводили и клали на каменный жер­ твенник. Четверо держали ее за руки и за ноги, растягивая в разные стороны. Приходил палач с кремневым ножом и с большим искус­ ством делал разрез между ребрами с левой стороны груди, пониже соска. Затем просо­ вывал руку между ребрами и, как голодный тигр, вырывал живое сердце, которое бросал на блюдо..."

Какая культура могла питать и стимулировать такие нравы? Здесь, в Чичен-Ица, среди развалин, возраст кото­ рых свыше 1200 лет, сформировалось "гибридное" обще­ ство, объединившее элементы культур майя и ацтеков. Это общество никоим образом не являлось исключением в сво­ ей приверженности жестоким и варварским церемониям. Напротив, все великие цивилизации местного, мексиканс­ кого происхождения позволяли себе ритуальные убийства человеческих существ.

БОЙНИ

Вилья-Эрмоса, провинция Табаско

Я стоял и смотрел на алтарь Младенческой жертвы, со­ здание ольмеков, чью трехтысячелетнюю культуру называ­ли "матерью культур" Центральной Америки. Это был блок из серого гранита длиной более метра. На боковых его гра­нях были высечены рельефные изображения четырех чело­ век в странных головных уборах. Каждый из них держал в руках по здоровенькому, упитанному ребенку; видно было, что дети отчаянно сопротивляются. Задняя грань алтаря была без орнамента; зато на передней грани была изображена некая фигура, держащая в руках, как будто предлагая, без­ жизненно повисшее тельце.

Ольмеков считают самой ранней высокоразвитой ци­ вилизацией на территории древней Мексики; процедура че­ ловеческих жертвоприношений была у них делом вполне обычным. Через две с половиной тысячи лет, уже во време­ на конкисты, ацтеки оказались последним по времени (но не по размаху) народом региона, который не изменил своей старой и вошедшей в плоть и кровь традиции.

И занимались они этим с рвением фанатиков.

Свидетельствуют, в частности, что Ауицотль, восьмой и самый могущественный император ацтеков, "ознаменовал освящение храма Уицилопочтли в Теночтитлане, выстроив четыре шеренги пленников перед командами жрецов, кото­ рые четыре дня трудились, отправляя их на тот свет. В целом за одну эту церемонию было умерщвлено ни много ни мало 80000 человек".

Ацтеки обожали одеваться в кожу, содранную с прине­ сенных в жертву. Испанский мессионер Бернардино де Са-агун посетил вскоре после конкисты одну из таких церемо­ ний:

"Жрецы свежевали и расчленяли пленников; затем они смазывали свои обнаженные тела жиром и натягивали снятую кожу на себя... Оставляя за собой следы крови и жира, эти люди носились по городу в своей омерзитель­ ной одежде, нагоняя на встречных ужас... Ритуал второго дня включал каннибальский пир в семье каждого воина".

Свидетелем другого массового жертвоприношения был испанский летописец Диего де Дуран. В этот раз жертв было столько, что их кровь, стекавшая по ступеням храма, "образовывала на земле целые лужи". В целом, по некото­ рым оценкам, в начале XVI века число человеческих жертв в империи ацтеков достигало 250 тысяч в год.

Какую цель преследовало это маниакальное душегуб­ ство? Согласно утверждениям самих ацтеков, это делалось, чтобы задержать наступление конца света.

ДЕТИ ПЯТОГО СОЛНЦА

Подобно многим народам и культурам, которые пред­ шествовали им в Мексике, ацтеки верили, что Вселенная существует в рамках великих циклов. Жрецы говорили как о чем-то несомненном, что с момента сотворения рода люд­ ского минуло уже четыре таких цикла, или "Солнца". К моменту конкисты шло уже Пятое Солнце. Ныне человече­ ство живет в эту же эпоху. Ниже приводится хронология, заимствованная из "Ватикано-Латинского кодекса" — ред­кого собрания письменных памятников, относящихся к ци­ вилизации ацтеков:

"Первое Солнце, Матлактли Атль: продол­ жительность 4008 лет. Те, кто жил в это время, питались водяной кукурузой ацитцин- тли. В эту эпоху жили великаны. ...Само название Матлактли Атль (Десятая Вода) символизирует гибель Первого Солнца от разрушительной воды. Этот потоп (Апачиоуалицтли) явился результатом непрерывного дождя. Люди превратились в рыб. Одни говорят, что от потопа спаслась единствен­ ная пара людей, благодаря стоявшему на бе­ регу старому дереву. По словам других, спас­ лосьцелых семь пар, которые прятались в пе­ щере до тех пор, пока потоп не кончился и вода не спала. Их потомки снова заселили Землю и стали почитать их как богов... Второе Солнце, Эхекоатль: продолжитель­ ность 4010 лет. Жившие в это время пита­ лись дикими плодами акоцинтли. Это Солнце погубил Змей-Ветер Эхекоатль, и люди пре­вратились в обезьян... Спаслись только один мужчина и одна женщина, стоя на скале... Третье Солнце, Тлейкияуильо: продолжитель­ ность 4081 год. Люди потомки четы, пе­ режившей Второе Солнце, питались фрукта­ ми цинкоакок. Это, Третье Солнце, погибло от огня...

Четвертое Солнце, Цонтлилик: продолжи­ тельность 5026 лет... Люди погибали от го­ лода, который пришел вслед за морем крови и огня..."

Еще одним памятником эпохи ацтеков, который пере­ жил испанское завоевание, является "Камень Солнца" Акай- якатля, шестого правителя царской династии. Этот огром­ ный монолит был высечен из базальта в 1479 году. Он весит 24,5 тонны. На нем изображены несколько концент­ рических окружностей, около каждой из которых сделана замысловатая символическая надпись. Как и в упомянутом выше "Кодексе", в этих надписях сообщается, что мир пе­ режил уже четыре эпохи, или Солнца. Первое, самое древ­ нее из них, представлено богом-ягуаром Оселотонатию: "Во время этого Солнца жили великаны, которых создали боги; но потом на них напали ягуары и сожрали". Второе Солнце представлено главой змей, богом воздуха Эхекоатлем: "В этот период род людской бьш уничтожен ураганами, и люди превратились в обезьян". Символом Третьего Солнца явля­ ется властелин дождя и небесного огня: "В эту эпоху все было уничтожено огненным дождем с неба и потоками лавы. Все дома сгорели. Люди превратились в птиц, чтобы спас­ тись от катастрофы". Четвертое Солнце представлено властительницей дождя, богиней Чалчиутликуэ: "Разрушение пришло в виде проливных дождей и наводнений. Горы ис­ чезли, а люди превратились в рыб".

Символом нынешней эпохи Пятого Солнца является лицо самого бога солнца Тонатиу. Изо рта у него высовы­ вается язык в виде обсидианового ножа, показывая, что бога необходимо напитать человеческой кровью и сердца­ ми. Лицо его сморщено из-за преклонного возраста, он как бы выходит из символа движения Ольин.

Почему Пятое Солнце известно как "Солнце Движе­ ния"? Потому что, "как говорят старики: в эту эпоху про­ изойдет движение земли, от которого все мы погибнем".

Когда же произойлет эта катастрофа? Скоро, как гово­ рили жрецы ацтеков. Они верили, что Пятое Солнце уже очень старое и приближается к концу своего цикла (отсюда морщины на лице Тонатиу). Древние центральноамерикан­ ские предания относят рождение этой эпохи к далеким вре­ менам — четвертому тысячелетию до Рождества Христова по христианскому летоисчислению. Ко временам ацтеков способ расчета конца периода оказался забыт.

Без этой важной информации вся надежда на отсрочку надвигающейся катастрофы оказалась связана лишь с чело­ веческими жертвоприношениями. Разумеется, ацтеки счи­ тали себя избранным народом, на который возложена свя­ щенная миссия воевать и кровью своих пленников поить Тонатиу, чтобы сохранить жизнь Пятого Солнца.

Крупный авторитет по истории Америки Стюарт Фиэ- дель так подвел итог: "ацтеки верили, что для того, чтобы предотвратить гибель Вселенной, которая уже четырежды случалась в прошлом, нужно непрерывно питать богов че­ловеческими сердцами и кровью". Это верование, с незна­ чительными вариациями, разделялось всеми великими ци­ вилизациями Центральной Америки. Однако в отличие от ацтеков некоторые древние народы точно рассчитали, когда следует ожидать великой подвижки земли, которая послу­ жит концом Пятого Солнца.

НЕСУЩИЙ СВЕТ

От эры ольмеков до нас не дошло никаких памятни­ ков, кроме темных, угрожающих скульптур. Однако майя, которых справедливо считают величайшей древней цивили­зацией Нового Света, оставили после себя драгоценные ка­ лендари. Пересчитав их в соответствии с современной системой летосчисления, из их загадочных надписей можно извлечь любопытную информацию: оказывается Пятое Сол-, нце должно завершиться 23 декабря 2012 года.

В рационально-интеллектуальном климате конца XX века совсем не модно серьезно относиться к пророчествам о кон­ це света. Принято считать их продуктом суеверных умов и спокойно игнорировать. Между тем, пока я путешествовал по Мексике, время от времени какой-то внутренний голос нашептывал мне: а не прислушаться ли к древним предани­ ям? Я хочу сказать: вдруг существует какой-то сумасшед­ ший, ничтожно малый шанс, что авторы этого пророчества вовсе не суеверные дикари, какими мы их всегда считали? Вдруг они знали что-то такое, чего не знаем мы? Что если их предсказание о дате, когда кончится Пятое Солнце, ока­ жется точным? Иначе говоря, где-то в земных глубинах уже зреет ужасная геологическая катастрофа, предсказанная мудрецами майя...

В Перу и Боливии я узнал, что инки и их предшествен­ ники были буквально одержимы идеей расчета времени. Теперь же, в Мексике, я обнаружил, что народом майя, которые верили, что им удалось вычислить дату конца све­ та, владела та же навязчивая идея. С точки зрения этих людей, все на свете сводится к числам. Они верили, что стоит только посмотреть, какие числа связаны с события­ ми, и можно будет точно прогнозировать их время. И я чувствовал, что не могу игнорировать очевидную перио­дичность близости человечества к гибели, так живо отра­ женную в преданиях народов Центральной Америки. Кста­ ти, эти предания, включая легенды о великанах и наводне­ ниях, до жути близки к своим аналогам, существовавшим в далеких Андах.

Тем временем во мне крепло намерение пройти по дру­ гой цепочке исследований. Она имела отношение к борода­ тому белокожему божеству по имени Кецалькоатль, кото­ рое, по преданию, в далекой древности приплыло в Мекси­ку из-за моря. Именно Кецалькоатлю приписывают изоб­ретение математических формул и усовершенствованного календаря, позволивших впоследствии майя рассчитать дату судного дня. Кроме того, он поразительно напоминал Вира-кочу, бледнолицего бога из преданий народов Андского ре­ гиона, который явился в Тиауанако "во времена мрака", неся с собой в виде даров свет и цивилизацию.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен