|
ЧАСТЬ III ПЕРНАТАЯ ЗМЕЯ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКАГЛАВА 13 КРОВЬ И ВРЕМЯ В КОНЦЕ СВЕТАЧИЧЕН-ИЦА, СЕВЕРНЫЙ ЮКАТАН, МЕКСИКА Прямо за мной, возвышаясь почти на 30 метров, стоял идеальный зиккурат, храм Кукулькан. В каждой из четы рех его лестниц насчитывалось по 91 ступени. С учетом верхней площадки общее количество ступенек составляет 365 — число полных суток в солнечном году. Геометрия и ориентация сооружения выдержаны с немыслимой точнос тью, что позволяло добиться результата столь же драмати ческого, сколь и таинственного: в дни весеннего и осеннего равноденствия с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывалось изображение гигантской извивающейся змеи. Эта иллюзия длилась ровно 3 часа 22 минуты. От храма Кукулькан я направился в восточном направ лении. Передо мной, опровергая распространенное заблуждение, будто народы Центральной Америки не преуспели в создании колонн как архитектурных элементов, стоял це лый лес белых каменных колонн, которые некогда поддер живали массивную крышу. Солнце немилосердно палило сквозь прозрачную синеву безоблачного неба, а типичные для этих мест прохладно-глубокие тени притягивали к себе. Я прошёл мимо и направился к подножью крутых ступе ней, которые вели к расположенному рядом "Храму Вои нов". Ступив на лестницу, я поднялся наверх и увидел ги гантскую фигуру идола Чакмоол. Он полулежал, полусидел в странно напряженной и выжидательной позе. Согнутые колени торчали вверх, толстые икры были прижаты к бед рам, пятки — к ягодицам, локти упирались в землю, руки были сложены на животе, удерживая пустое блюдо; спина, казалось, находится в неустойчивом положении, как будто идол стремится встать. Если бы он это проделал, то рост его составил, думаю, метра два с половиной. Даже откинув шись назад, он напоминал сжатую пружину, заряженную свирепой и безжалостной энергией. Его неумолимое квад ратное лицо с тонкими губами казалось таким же жестким и безразличным, как камень, из которого его вырезали. Глаза были обращены на запад, олицетворявший традици онно тьму, смерть и черный цвет.
В мрачном настроении продолжал я подниматься по сту пеням "Храма Воинов", размышляя о том, что в доколум-бовы времена человеческие жертвоприношения были здесь в порядке вещей. Пустое блюдо, прижатое Чакмоолом к животу, предназначалось для вырванных сердец. Как рас сказывал один испанский очевидец в XVI веке: "Если они собирались вынуть сердце у челове ка, то обставляли это с большой помпой... Жертву приводили и клали на каменный жер твенник. Четверо держали ее за руки и за ноги, растягивая в разные стороны. Приходил палач с кремневым ножом и с большим искус ством делал разрез между ребрами с левой стороны груди, пониже соска. Затем просо вывал руку между ребрами и, как голодный тигр, вырывал живое сердце, которое бросал на блюдо..." Какая культура могла питать и стимулировать такие нравы? Здесь, в Чичен-Ица, среди развалин, возраст кото рых свыше 1200 лет, сформировалось "гибридное" обще ство, объединившее элементы культур майя и ацтеков. Это общество никоим образом не являлось исключением в сво ей приверженности жестоким и варварским церемониям. Напротив, все великие цивилизации местного, мексиканс кого происхождения позволяли себе ритуальные убийства человеческих существ. БОЙНИ Вилья-Эрмоса, провинция Табаско Я стоял и смотрел на алтарь Младенческой жертвы, со здание ольмеков, чью трехтысячелетнюю культуру называли "матерью культур" Центральной Америки. Это был блок из серого гранита длиной более метра. На боковых его гранях были высечены рельефные изображения четырех чело век в странных головных уборах. Каждый из них держал в руках по здоровенькому, упитанному ребенку; видно было, что дети отчаянно сопротивляются. Задняя грань алтаря была без орнамента; зато на передней грани была изображена некая фигура, держащая в руках, как будто предлагая, без жизненно повисшее тельце. Ольмеков считают самой ранней высокоразвитой ци вилизацией на территории древней Мексики; процедура че ловеческих жертвоприношений была у них делом вполне обычным. Через две с половиной тысячи лет, уже во време на конкисты, ацтеки оказались последним по времени (но не по размаху) народом региона, который не изменил своей старой и вошедшей в плоть и кровь традиции. И занимались они этим с рвением фанатиков. Свидетельствуют, в частности, что Ауицотль, восьмой и самый могущественный император ацтеков, "ознаменовал освящение храма Уицилопочтли в Теночтитлане, выстроив четыре шеренги пленников перед командами жрецов, кото рые четыре дня трудились, отправляя их на тот свет. В целом за одну эту церемонию было умерщвлено ни много ни мало 80000 человек". Ацтеки обожали одеваться в кожу, содранную с прине сенных в жертву. Испанский мессионер Бернардино де Са-агун посетил вскоре после конкисты одну из таких церемо ний: "Жрецы свежевали и расчленяли пленников; затем они смазывали свои обнаженные тела жиром и натягивали снятую кожу на себя... Оставляя за собой следы крови и жира, эти люди носились по городу в своей омерзитель ной одежде, нагоняя на встречных ужас... Ритуал второго дня включал каннибальский пир в семье каждого воина". Свидетелем другого массового жертвоприношения был испанский летописец Диего де Дуран. В этот раз жертв было столько, что их кровь, стекавшая по ступеням храма, "образовывала на земле целые лужи". В целом, по некото рым оценкам, в начале XVI века число человеческих жертв в империи ацтеков достигало 250 тысяч в год. Какую цель преследовало это маниакальное душегуб ство? Согласно утверждениям самих ацтеков, это делалось, чтобы задержать наступление конца света. ДЕТИ ПЯТОГО СОЛНЦА Подобно многим народам и культурам, которые пред шествовали им в Мексике, ацтеки верили, что Вселенная существует в рамках великих циклов. Жрецы говорили как о чем-то несомненном, что с момента сотворения рода люд ского минуло уже четыре таких цикла, или "Солнца". К моменту конкисты шло уже Пятое Солнце. Ныне человече ство живет в эту же эпоху. Ниже приводится хронология, заимствованная из "Ватикано-Латинского кодекса" — редкого собрания письменных памятников, относящихся к ци вилизации ацтеков: "Первое Солнце, Матлактли Атль: продол жительность 4008 лет. Те, кто жил в это время, питались водяной кукурузой ацитцин- тли. В эту эпоху жили великаны. ...Само название Матлактли Атль (Десятая Вода) символизирует гибель Первого Солнца от разрушительной воды. Этот потоп (Апачиоуалицтли) явился результатом непрерывного дождя. Люди превратились в рыб. Одни говорят, что от потопа спаслась единствен ная пара людей, благодаря стоявшему на бе регу старому дереву. По словам других, спас лосьцелых семь пар, которые прятались в пе щере до тех пор, пока потоп не кончился и вода не спала. Их потомки снова заселили Землю и стали почитать их как богов... Второе Солнце, Эхекоатль: продолжитель ность 4010 лет. Жившие в это время пита лись дикими плодами акоцинтли. Это Солнце погубил Змей-Ветер Эхекоатль, и люди превратились в обезьян... Спаслись только один мужчина и одна женщина, стоя на скале... Третье Солнце, Тлейкияуильо: продолжитель ность 4081 год. Люди — потомки четы, пе режившей Второе Солнце, питались фрукта ми цинкоакок. Это, Третье Солнце, погибло от огня... Четвертое Солнце, Цонтлилик: продолжи тельность 5026 лет... Люди погибали от го лода, который пришел вслед за морем крови и огня..." Еще одним памятником эпохи ацтеков, который пере жил испанское завоевание, является "Камень Солнца" Акай- якатля, шестого правителя царской династии. Этот огром ный монолит был высечен из базальта в 1479 году. Он весит 24,5 тонны. На нем изображены несколько концент рических окружностей, около каждой из которых сделана замысловатая символическая надпись. Как и в упомянутом выше "Кодексе", в этих надписях сообщается, что мир пе режил уже четыре эпохи, или Солнца. Первое, самое древ нее из них, представлено богом-ягуаром Оселотонатию: "Во время этого Солнца жили великаны, которых создали боги; но потом на них напали ягуары и сожрали". Второе Солнце представлено главой змей, богом воздуха Эхекоатлем: "В этот период род людской бьш уничтожен ураганами, и люди превратились в обезьян". Символом Третьего Солнца явля ется властелин дождя и небесного огня: "В эту эпоху все было уничтожено огненным дождем с неба и потоками лавы. Все дома сгорели. Люди превратились в птиц, чтобы спас тись от катастрофы". Четвертое Солнце представлено властительницей дождя, богиней Чалчиутликуэ: "Разрушение пришло в виде проливных дождей и наводнений. Горы ис чезли, а люди превратились в рыб". Символом нынешней эпохи Пятого Солнца является лицо самого бога солнца Тонатиу. Изо рта у него высовы вается язык в виде обсидианового ножа, показывая, что бога необходимо напитать человеческой кровью и сердца ми. Лицо его сморщено из-за преклонного возраста, он как бы выходит из символа движения Ольин. Почему Пятое Солнце известно как "Солнце Движе ния"? Потому что, "как говорят старики: в эту эпоху про изойдет движение земли, от которого все мы погибнем". Когда же произойлет эта катастрофа? Скоро, как гово рили жрецы ацтеков. Они верили, что Пятое Солнце уже очень старое и приближается к концу своего цикла (отсюда морщины на лице Тонатиу). Древние центральноамерикан ские предания относят рождение этой эпохи к далеким вре менам — четвертому тысячелетию до Рождества Христова по христианскому летоисчислению. Ко временам ацтеков способ расчета конца периода оказался забыт. Без этой важной информации вся надежда на отсрочку надвигающейся катастрофы оказалась связана лишь с чело веческими жертвоприношениями. Разумеется, ацтеки счи тали себя избранным народом, на который возложена свя щенная миссия воевать и кровью своих пленников поить Тонатиу, чтобы сохранить жизнь Пятого Солнца. Крупный авторитет по истории Америки Стюарт Фиэ- дель так подвел итог: "ацтеки верили, что для того, чтобы предотвратить гибель Вселенной, которая уже четырежды случалась в прошлом, нужно непрерывно питать богов человеческими сердцами и кровью". Это верование, с незна чительными вариациями, разделялось всеми великими ци вилизациями Центральной Америки. Однако в отличие от ацтеков некоторые древние народы точно рассчитали, когда следует ожидать великой подвижки земли, которая послу жит концом Пятого Солнца. НЕСУЩИЙ СВЕТ От эры ольмеков до нас не дошло никаких памятни ков, кроме темных, угрожающих скульптур. Однако майя, которых справедливо считают величайшей древней цивилизацией Нового Света, оставили после себя драгоценные ка лендари. Пересчитав их в соответствии с современной системой летосчисления, из их загадочных надписей можно извлечь любопытную информацию: оказывается Пятое Сол-, нце должно завершиться 23 декабря 2012 года. В рационально-интеллектуальном климате конца XX века совсем не модно серьезно относиться к пророчествам о кон це света. Принято считать их продуктом суеверных умов и спокойно игнорировать. Между тем, пока я путешествовал по Мексике, время от времени какой-то внутренний голос нашептывал мне: а не прислушаться ли к древним предани ям? Я хочу сказать: вдруг существует какой-то сумасшед ший, ничтожно малый шанс, что авторы этого пророчества вовсе не суеверные дикари, какими мы их всегда считали? Вдруг они знали что-то такое, чего не знаем мы? Что если их предсказание о дате, когда кончится Пятое Солнце, ока жется точным? Иначе говоря, где-то в земных глубинах уже зреет ужасная геологическая катастрофа, предсказанная мудрецами майя... В Перу и Боливии я узнал, что инки и их предшествен ники были буквально одержимы идеей расчета времени. Теперь же, в Мексике, я обнаружил, что народом майя, которые верили, что им удалось вычислить дату конца све та, владела та же навязчивая идея. С точки зрения этих людей, все на свете сводится к числам. Они верили, что стоит только посмотреть, какие числа связаны с события ми, и можно будет точно прогнозировать их время. И я чувствовал, что не могу игнорировать очевидную периодичность близости человечества к гибели, так живо отра женную в преданиях народов Центральной Америки. Кста ти, эти предания, включая легенды о великанах и наводне ниях, до жути близки к своим аналогам, существовавшим в далеких Андах. Тем временем во мне крепло намерение пройти по дру гой цепочке исследований. Она имела отношение к борода тому белокожему божеству по имени Кецалькоатль, кото рое, по преданию, в далекой древности приплыло в Мексику из-за моря. Именно Кецалькоатлю приписывают изобретение математических формул и усовершенствованного календаря, позволивших впоследствии майя рассчитать дату судного дня. Кроме того, он поразительно напоминал Вира-кочу, бледнолицего бога из преданий народов Андского ре гиона, который явился в Тиауанако "во времена мрака", неся с собой в виде даров свет и цивилизацию.
|