|
ГЛАВА 7 А БЫЛИ ЛИ ГИГАНТЫ?В шесть утра маленький поезд дернулся и пошел, мед ленно карабкаясь по крутым склонам долины Куско. Он медленно поднимался по петляющей узкоколейке, оставляя позади древний город. Стены инков и колониальные двор цы, узкие улочки, собор святого Доминго, выросший на руинах храма Виракочи, выглядели призрачными и сюрреа листическими в жемчужно-сером рассвете. Миниатюрный пунктир электрических фонарей еще украшал улицы, ред кий туман стелился по земле, дымили бесчисленные печные трубы над черепичными крышами домиков. Наконец Куско остался позади, и поезд пошел на севе ро-запад, к месту нашего назначения, Мачу-Пикчу, зате рянному городу инков, до которого было 3 часа и 130 километров пути. Я собирался почитать, но вместо этого уснул, убаюканный покачиванием вагона. Через пятьдесят минут я проснулся и обнаружил, что мы въезжаем в картину. На переднем плане, ярко освещенном солнцем, зеленели плос кие лужайки с блестками тающего инея, разбросанные по обоим берегам длинной и широкой речной долины. В цент ре — большое поле с пятнами кустов и стадом черно-белых коров. Рядом были разбросаны дома, возле которых стояли маленькие темнокожие индейцы-кечуа, одетые в пончо и пестрые вязанные из шерсти головные уборы. Вдали видне лись склоны гор, поросшие соснами и экзотическими эвка липтами, а у самого горизонта блистала гряда снежных вершин. НИЗВЕРЖЕНИЕ ГИГАНТОВ Я вернулся наконец к своему чтению. Хотелось внима тельнее разобраться в некоторых любопытных взаимосвя зях, которые, как мне казалось, просматривались между внезапным появлением Виракочи и потопом в легендах ин ков и других народов Андского региона. Вот передо мной отрывок из "Естественной и нрав ственной истории индейцев" отца Хосе де Акосты, в котором ученый священник повествует о том, "что сами индей цы рассказывают о своем происхождении": "Они много упоминают потоп, который слу чился в их стране... Индейцы говорят, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где по сей день можно видеть развалины древних, и очень странных строений, а оттуда перебрался в Куско, с чего и началось преумножение рода человеческого..." Мысленно поручив себе найти что-нибудь об озере Ти тикака и загадочном Тиауанако, я прочитал следующий аб зац с кратким содержанием легенды, бытовавшей некогда в этих местах: "За некое прегрешение люди, жившие в древ нейшие времена, были уничтожены Создате лем... в потопе. После потопа Создатель явился в человеческом облике из озера Титикака. Затем он создал Солнце, Луну и звезды. Пос ле этого он возродил на земле человечество..." В другом мифе: "Великий бог-создатель Виракоча решил со здать мир, где мог бы жить человек. Сначала он сотворил землю и небо. Затем взялся за людей, для чего вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хо рошо, но через некоторое время гиганты пере дрались и отказались работать. Виракоча ре шил, что должен их уничтожить. Одних он вновь обратил в камень... остальных он уто пил в великом наводнении ". Конечно, очень похожие мотивы звучат и в других ис точниках, совершенно не связанных с перечисленными, на пример, в Ветхом Завете. Так, в шестой главе Библии (Бы тие) описано, как еврейский Бог, недовольный своим творением, решил его уничтожить. Меня, кстати, давно уже интриговала одна из немногих фраз, описывающих забы тую эру, предшествовавшую потопу. Там сказано, что "в те времена на земле жили гиганты..." Могла ли быть какая- нибудь связь между гигантами, погребенными в библейс- ких песках Ближнего Востока, и гигантами, вплетенными в ткань легенд индейцев доколумбовой Америки? Загадка усугубляется совпадением целого ряда подробностей в библейс- ком и перуанском описаниях того, как разгневанный Бог об- рушил катастрофический потоп на злой и непослушный мир. На следующем листе в стопке собранных мной доку ментов приводится следующее описание потопа инками в изложении отца Молины в его "Описании сказаний и обра зов инков": "Подробные сведения о потопе они унаследо вали от Манко-Капака, бывшего первым из инков, вслед за которым они стали называть себя детьми Солнца и от которого научились язычески поклоняться Солнцу. Они говорили, что в этом потопе погибли все расы людей и их создания, ибо воды поднялись над высочайшими горными вершинами. Никто из живых существ не уцелел, кроме мужчины и женщи ны, которые плавали в ящике. Когда воды от ступили, ветер отнес ящик... в Тиауанако, где создатель начал расселять людей разных народностей этого региона... " Гарсиласо де ла Вега, сын испанского аристократа и женщины из семьи правителя инков, был уже знаком мне по своей "Истории государства инков". Его считали одним из самых надежных летописцев и хранителем преданий на рода, к которому принадлежала его мать. Он трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что верили глубоко и убежденно: "После того, как потоп отступил, в стране Тиауанако появился не кий человек..." Этим человеком был Виракоча. Завернутый в плащ, силь ный, благородной наружности, он шествовал с неприступ ной уверенностью в себе по самым опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с небес. Индейцам казалось, что он материализовался из ниоткуда. ДРЕВНИЕ ПРЕДАНИЯ Через два часа после начала нашей поездки панорама резко переменилась. Вокруг высились черные горы, абсо лютно лишенные снежного покрова, образовавшие узкую долину, наполненную мрачными тенями, со скалистой ще лью впереди. В воздухе похолодало, ноги замерзли. Поежи ваясь от холода, я вернулся к чтению. Легенды, которые я штудировал, причудливо перепле тались; Где-то они дополняли друг друга, где-то вступали в противоречие, но одно было очевидно: все ученые сходи лись в том, что инки заимствовали, впитали и понесли дальше традиции многих и различных цивилизованных народов, на которых они распространяли свою имперскую власть в рамках многовековой экспансии. В этом смысле, независимо от исхода исторического спора относительно древности соб ственно инков, никто не может серьезно сомневаться в том, что они стали хранителями системы древних верований всех предшествующих великих культур этой страны, известных и забытых. Кто может твердо сказать, какие именно цивилизации существовали в Перу в необследованных ныне районах? Каждый год археологи возвращаются с новыми находками, расширяющими в глубь времен горизонты нашего позна ния. Так почему бы в один прекрасный день им не обнару жить свидетельства проникновения в Анды в далекой древ ности некоей расы цивилизаторов, которые прибыли из-за моря и, завершив работу, удалились? Именно это нашепты вали мне легенды, которые увековечили память богочело века Виракочи, шагавшего открытыми ветрам тропами Анд, совершая по пути чудеса: "Сам Виракоча и два его помощника направи лись к северу... *Он шел по горам, один помощ ник — по берегу, а другой — по кромке вос точных лесов... Создатель проследовал до Ур- коса, что возле Куско, где повелел будущему населению зародиться из горы. Он посетил Куско, а затем направился на север. Там, в прибрежной провинции Манта, он расстался с людьми и ушел по волнам в океан". Всегда в конце народных легенд о замечательном не знакомце, чье имя означает "Морская пена", фигурирует момент расставания: "Виракоча шел своим путем, созывая людей всех наций... Когда он пришел в Пуэрто-Вье- хо, к нему присоединились его последователи, которых он ранее разослал. И тогда они вме сте пошли по морю так же легко, как ходят по суше ". И всегда это грустное прощание... с легким намеком то ли на науку, то ли на волшебство. КАПСУЛА ВРЕМЕНИ Между тем пейзаж за окном поезда менялся. Слева вид- нелись черные воды Урубамбы, притока Амазонки — свя щенной реки инков. Воздух заметно потеплел: мы спусти лись в сравнительно низко расположенную долину с тропическим микроклиматом. Горные склоны по обеим сторонам долины были покрыты густым лесом, и я подумал, что ме ста вокруг поистине непроходимые. Кто бы ни шел этим путем "в никуда", чтобы построить там Мачу-Пикчу, он должен был иметь очень серьезные мотивы для этого. Каковы бы ни были настоящие мотивы, один положи тельный результат скрытого и удаленного расположения Мачу-Пикчу налицо: ни конкистадоры, ни монахи не смог ли до него добраться в дни своего разрушающего наше ствия. Только в 1911 году, когда к историческому насле дию стали относиться с большим уважением, молодой аме риканский исследователь Хайрем Бингхэм открыл Мачу- Пикчу миру. Сразу же стало ясно, какое уникальное окно в доколумбову цивилизацию распахнулось, и руины удаюсь уберечь от мародеров и охотников за сувенирами; в резуль тате большая часть загадочного прошлого сохранилась, что бы изумлять грядущие поколения. Проехав захолустный городишко под названием Агуа-Кальенте ("горячая вода"), где на путешественников подозрительно косятся придорожные рестораны и дешевые бары, мы к десяти минутам десятого добрались до станции "Мачу- Пикчу-Пуэнтас-Руинас". Отсюда за полчаса по петляющей грязной горной дороге автобус доставил нас в собственно Мачу-Пикчу, к руинам, в захолустную гостиницу. Мы ока зались единственными постояльцами. Хотя уже несколько лет местные партизаны не нападают на поезда, немногие иностранцы рвутся сюда. ДРЕМЛЮЩИЙ МАЧУ-ПИКЧУ Было два часа пополудни. Я стоял на высокой точке на южном краю городища. Руины простирались заросшими тер расами к северу от меня. Плотные облака скрывали вершины гор, но солнечный свет временами пробивался то здесь, то там. Внизу, в долине, священная река окружала петлей цен тральную часть Мачу-Пикчу, подобно крепостному рву. Отсюда река казалась темно-зеленой, отражая покрытые джунглями берега. За руинами возвышалась гора. Она называется Уана- Пикчу, ее изображение можно встретить на всех плакатах туристических агентств, приглашающих посетить это место. Я с изумлением увидел, что несколько сот метров ее по крыты террасами; кто-то приложил много усилий, чтобы превратить почти вертикальные скалы в изящные висячие сады, где в древности, возможно, росли яркие цветы. Мне стало казаться, что это — плод монументального творчества скульптора, который в своей композиции ис пользовал и горы, и скалы, и деревья, и камни, и даже воду. Место было безумно красивым, одним из самых кра сивых, какие я видел. В то же время я понимал, что, несмотря на всю яркую красоту, это город призраков. Как будто смотришь на все ми покинутый, потерпевший крушение лайнер. Дома рас полагались длинными террасами. Они были маленькие, в каждом по одной комнате, выходящей на узкую улочку; архитектура солидная, функциональная, без следов украша тельства. Напротив, некоторые церемониальные сооружения были спроектированы с гораздо большими претензия ми; при их строительстве использовались гигантские блоки вроде тех, что я видел в Саксайуамане. Один гладко от шлифованный многоугольный монолит достигал в длину 3,6 метра, а в ширину и высоту — по 1,5, и весил, по всей видимости, не меньше 200 тонн. Как ухитрились затащить его сюда древние строители? Подобных глыб были десятки, и все они складывались в знакомую головоломку с взаимоперекрывающимися уг лами. На одном блоке я насчитал тридцать три угла, и все идеально прилегали к углам соседних блоков. Среди них встречались массивные обтесанные многогранники с остры ми как бритва ребрами. Но встречались и неотесанные глы бы природной формы, к которым были пригнаны соседние камни. Встречались и необычные фигуры под названием Интиуатана, что означает "коновязь Солнца". Каждая та кая фигура представляет собой монолит из серой кристал лической породы, которому придана сложная геометрическая форма, образованная кривыми линиями, углами, ниша ми и выступами; в центре фигуру венчает вертикальная тумба. ГОЛОВОЛОМКА Каков возраст Мачу-Пикчу? Академическая точка зре ния сводится к тому, что вряд ли город возник раньше XV века. Однако время от времени ряд уважаемых, но бо лее смелых ученых выражают свое несогласие с этой дати ровкой. Например, в 1930-х годах профессор астрономии Потсдамского университета Рольф Мюллер обнаружил убе дительное свидетельство того, что важнейшие элементы за стройки Мачу-Пикчу имеют любопытную с астрономичес кой точки зрения ориентацию. Рассчитав расположение звезд в предыдущих тысячелетиях (а оно постепенно меняется в результате так называемой прецессии), Мюллер пришел к выводу, что строительство планировалось между 4000 и 2000 годами до н.э. С позиций ортодоксальной истории это звучало как фантастическая ересь. Если Мюллер прав, то Мачу-Пикчу должно быть не 500, а чуть ли не 6000 лет. То есть он существенно старше Великих египетских пирамид (считая, разумеется, правильной классическую датировку пирамид, которая относит их примерно к 2500 году до н.э.). Были и другие голоса несогласных, убежденных, что, по крайней мере, часть застройки Мачу-Пикчу на тысячи лет старше официального возраста 7 . Подобно большим многоугольным стенным блокам, это утверждение, похоже, вписывается в ту же самую голово ломку-мозаику, что и Виракоча. Все легенды говорят, что его столицей был Тиауанако. Развалины этого великого древ него города находятся в Боливии, в области, известной под названием Кольяо, в 20 километрах к югу от озера Титикака. По моим расчетам, мы могли добраться туда через Лиму и Ла-Пас за пару дней.
|