Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 7 А БЫЛИ ЛИ ГИГАНТЫ?

В шесть утра маленький поезд дернулся и пошел, мед­ ленно карабкаясь по крутым склонам долины Куско. Он медленно поднимался по петляющей узкоколейке, оставляя позади древний город. Стены инков и колониальные двор­ цы, узкие улочки, собор святого Доминго, выросший на руинах храма Виракочи, выглядели призрачными и сюрреа­ листическими в жемчужно-сером рассвете. Миниатюрный пунктир электрических фонарей еще украшал улицы, ред­ кий туман стелился по земле, дымили бесчисленные печные трубы над черепичными крышами домиков.

Наконец Куско остался позади, и поезд пошел на севе­ ро-запад, к месту нашего назначения, Мачу-Пикчу, зате­ рянному городу инков, до которого было 3 часа и 130 кило­метров пути. Я собирался почитать, но вместо этого уснул, убаюканный покачиванием вагона. Через пятьдесят минут я проснулся и обнаружил, что мы въезжаем в картину. На переднем плане, ярко освещенном солнцем, зеленели плос­ кие лужайки с блестками тающего инея, разбросанные по обоим берегам длинной и широкой речной долины. В цент­ ре — большое поле с пятнами кустов и стадом черно-белых коров. Рядом были разбросаны дома, возле которых стояли маленькие темнокожие индейцы-кечуа, одетые в пончо и пестрые вязанные из шерсти головные уборы. Вдали видне­ лись склоны гор, поросшие соснами и экзотическими эвка­ липтами, а у самого горизонта блистала гряда снежных вершин.

НИЗВЕРЖЕНИЕ ГИГАНТОВ

Я вернулся наконец к своему чтению. Хотелось внима­ тельнее разобраться в некоторых любопытных взаимосвя­ зях, которые, как мне казалось, просматривались между внезапным появлением Виракочи и потопом в легендах ин­ ков и других народов Андского региона.

Вот передо мной отрывок из "Естественной и нрав­ ственной истории индейцев" отца Хосе де Акосты, в кото­ром ученый священник повествует о том, "что сами индей­ цы рассказывают о своем происхождении":

"Они много упоминают потоп, который слу­ чился в их стране... Индейцы говорят, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где по сей день можно видеть развалины древних, и очень странных строений, а оттуда перебрался в Куско, с чего и началось преумножение рода человеческого..."

Мысленно поручив себе найти что-нибудь об озере Ти­ тикака и загадочном Тиауанако, я прочитал следующий аб­ зац с кратким содержанием легенды, бытовавшей некогда в этих местах:

"За некое прегрешение люди, жившие в древ­ нейшие времена, были уничтожены Создате­ лем... в потопе. После потопа Создатель явил­ся в человеческом облике из озера Титикака. Затем он создал Солнце, Луну и звезды. Пос­ ле этого он возродил на земле человечество..."

В другом мифе:

"Великий бог-создатель Виракоча решил со­ здать мир, где мог бы жить человек. Сначала он сотворил землю и небо. Затем взялся за людей, для чего вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хо­ рошо, но через некоторое время гиганты пере­ дрались и отказались работать. Виракоча ре­ шил, что должен их уничтожить. Одних он вновь обратил в камень... остальных он уто­ пил в великом наводнении ".

Конечно, очень похожие мотивы звучат и в других ис­ точниках, совершенно не связанных с перечисленными, на­ пример, в Ветхом Завете. Так, в шестой главе Библии (Бы­ тие) описано, как еврейский Бог, недовольный своим творением, решил его уничтожить. Меня, кстати, давно уже интриговала одна из немногих фраз, описывающих забы­ тую эру, предшествовавшую потопу. Там сказано, что "в те времена на земле жили гиганты..." Могла ли быть какая- нибудь связь между гигантами, погребенными в библейс- ких песках Ближнего Востока, и гигантами, вплетенными в ткань легенд индейцев доколумбовой Америки? Загадка усу­губляется совпадением целого ряда подробностей в библейс- ком и перуанском описаниях того, как разгневанный Бог об- рушил катастрофический потоп на злой и непослушный мир. На следующем листе в стопке собранных мной доку­ ментов приводится следующее описание потопа инками в изложении отца Молины в его "Описании сказаний и обра­ зов инков":

"Подробные сведения о потопе они унаследо­ вали от Манко-Капака, бывшего первым из инков, вслед за которым они стали называть себя детьми Солнца и от которого научились язычески поклоняться Солнцу. Они говорили, что в этом потопе погибли все расы людей и их создания, ибо воды поднялись над высочай­шими горными вершинами. Никто из живых существ не уцелел, кроме мужчины и женщи­ ны, которые плавали в ящике. Когда воды от­ ступили, ветер отнес ящик... в Тиауанако, где создатель начал расселять людей разных народностей этого региона... "

Гарсиласо де ла Вега, сын испанского аристократа и женщины из семьи правителя инков, был уже знаком мне по своей "Истории государства инков". Его считали одним из самых надежных летописцев и хранителем преданий на­ рода, к которому принадлежала его мать. Он трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что верили глубоко и убежденно: "После того, как потоп отступил, в стране Тиауанако появился не­ кий человек..."

Этим человеком был Виракоча. Завернутый в плащ, силь­ ный, благородной наружности, он шествовал с неприступ­ ной уверенностью в себе по самым опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с небес. Индейцам казалось, что он материализовался из ниоткуда.

ДРЕВНИЕ ПРЕДАНИЯ

Через два часа после начала нашей поездки панорама резко переменилась. Вокруг высились черные горы, абсо­ лютно лишенные снежного покрова, образовавшие узкую долину, наполненную мрачными тенями, со скалистой ще­ лью впереди. В воздухе похолодало, ноги замерзли. Поежи­ ваясь от холода, я вернулся к чтению.

Легенды, которые я штудировал, причудливо перепле­ тались; Где-то они дополняли друг друга, где-то вступали в противоречие, но одно было очевидно: все ученые сходи­ лись в том, что инки заимствовали, впитали и понесли дальше традиции многих и различных цивилизованных народов, на которых они распространяли свою имперскую власть в рамках многовековой экспансии. В этом смысле, независимо от исхода исторического спора относительно древности соб­ ственно инков, никто не может серьезно сомневаться в том, что они стали хранителями системы древних верований всех предшествующих великих культур этой страны, известных и забытых.

Кто может твердо сказать, какие именно цивилизации существовали в Перу в необследованных ныне районах? Каждый год археологи возвращаются с новыми находками, расширяющими в глубь времен горизонты нашего позна­ ния. Так почему бы в один прекрасный день им не обнару­ жить свидетельства проникновения в Анды в далекой древ­ ности некоей расы цивилизаторов, которые прибыли из-за моря и, завершив работу, удалились? Именно это нашепты­ вали мне легенды, которые увековечили память богочело­ века Виракочи, шагавшего открытыми ветрам тропами Анд, совершая по пути чудеса:

"Сам Виракоча и два его помощника направи­ лись к северу... *Он шел по горам, один помощ­ ник по берегу, а другой — по кромке вос­ точных лесов... Создатель проследовал до Ур- коса, что возле Куско, где повелел будущему населению зародиться из горы. Он посетил Куско, а затем направился на север. Там, в прибрежной провинции Манта, он расстался с людьми и ушел по волнам в океан".

Всегда в конце народных легенд о замечательном не­ знакомце, чье имя означает "Морская пена", фигурирует момент расставания:

"Виракоча шел своим путем, созывая людей всех наций... Когда он пришел в Пуэрто-Вье- хо, к нему присоединились его последователи, которых он ранее разослал. И тогда они вме­ сте пошли по морю так же легко, как ходят по суше ".

И всегда это грустное прощание... с легким намеком то ли на науку, то ли на волшебство.

КАПСУЛА ВРЕМЕНИ

Между тем пейзаж за окном поезда менялся. Слева вид- нелись черные воды Урубамбы, притока Амазонки — свя­ щенной реки инков. Воздух заметно потеплел: мы спусти­ лись в сравнительно низко расположенную долину с тропи­ческим микроклиматом. Горные склоны по обеим сторонам долины были покрыты густым лесом, и я подумал, что ме­ ста вокруг поистине непроходимые. Кто бы ни шел этим путем "в никуда", чтобы построить там Мачу-Пикчу, он должен был иметь очень серьезные мотивы для этого.

Каковы бы ни были настоящие мотивы, один положи­ тельный результат скрытого и удаленного расположения Мачу-Пикчу налицо: ни конкистадоры, ни монахи не смог­ ли до него добраться в дни своего разрушающего наше­ ствия. Только в 1911 году, когда к историческому насле­ дию стали относиться с большим уважением, молодой аме­ риканский исследователь Хайрем Бингхэм открыл Мачу- Пикчу миру. Сразу же стало ясно, какое уникальное окно в доколумбову цивилизацию распахнулось, и руины удаюсь уберечь от мародеров и охотников за сувенирами; в резуль­ тате большая часть загадочного прошлого сохранилась, что­ бы изумлять грядущие поколения.

Проехав захолустный городишко под названием Агуа-Кальенте ("горячая вода"), где на путешественников подо­зрительно косятся придорожные рестораны и дешевые бары, мы к десяти минутам десятого добрались до станции "Мачу- Пикчу-Пуэнтас-Руинас". Отсюда за полчаса по петляющей грязной горной дороге автобус доставил нас в собственно Мачу-Пикчу, к руинам, в захолустную гостиницу. Мы ока­ зались единственными постояльцами. Хотя уже несколько лет местные партизаны не нападают на поезда, немногие иностранцы рвутся сюда.

ДРЕМЛЮЩИЙ МАЧУ-ПИКЧУ

Было два часа пополудни. Я стоял на высокой точке на южном краю городища. Руины простирались заросшими тер­ расами к северу от меня. Плотные облака скрывали верши­ны гор, но солнечный свет временами пробивался то здесь, то там.

Внизу, в долине, священная река окружала петлей цен­ тральную часть Мачу-Пикчу, подобно крепостному рву. Отсюда река казалась темно-зеленой, отражая покрытые джунглями берега.

За руинами возвышалась гора. Она называется Уана- Пикчу, ее изображение можно встретить на всех плакатах туристических агентств, приглашающих посетить это место. Я с изумлением увидел, что несколько сот метров ее по­ крыты террасами; кто-то приложил много усилий, чтобы превратить почти вертикальные скалы в изящные висячие сады, где в древности, возможно, росли яркие цветы.

Мне стало казаться, что это — плод монументального творчества скульптора, который в своей композиции ис­ пользовал и горы, и скалы, и деревья, и камни, и даже воду. Место было безумно красивым, одним из самых кра­ сивых, какие я видел.

В то же время я понимал, что, несмотря на всю яркую красоту, это город призраков. Как будто смотришь на все­ ми покинутый, потерпевший крушение лайнер. Дома рас­ полагались длинными террасами. Они были маленькие, в каждом по одной комнате, выходящей на узкую улочку; архитектура солидная, функциональная, без следов украша­ тельства. Напротив, некоторые церемониальные сооруже­ния были спроектированы с гораздо большими претензия­ ми; при их строительстве использовались гигантские блоки вроде тех, что я видел в Саксайуамане. Один гладко от­ шлифованный многоугольный монолит достигал в длину 3,6 метра, а в ширину и высоту — по 1,5, и весил, по всей видимости, не меньше 200 тонн. Как ухитрились затащить его сюда древние строители?

Подобных глыб были десятки, и все они складывались в знакомую головоломку с взаимоперекрывающимися уг­ лами. На одном блоке я насчитал тридцать три угла, и все идеально прилегали к углам соседних блоков. Среди них встречались массивные обтесанные многогранники с остры­ ми как бритва ребрами. Но встречались и неотесанные глы­ бы природной формы, к которым были пригнаны соседние камни. Встречались и необычные фигуры под названием Интиуатана, что означает "коновязь Солнца". Каждая та­ кая фигура представляет собой монолит из серой кристал­ лической породы, которому придана сложная геометричес­кая форма, образованная кривыми линиями, углами, ниша­ ми и выступами; в центре фигуру венчает вертикальная тумба.


ГОЛОВОЛОМКА

Каков возраст Мачу-Пикчу? Академическая точка зре­ ния сводится к тому, что вряд ли город возник раньше XV века. Однако время от времени ряд уважаемых, но бо­ лее смелых ученых выражают свое несогласие с этой дати­ ровкой. Например, в 1930-х годах профессор астрономии Потсдамского университета Рольф Мюллер обнаружил убе­ дительное свидетельство того, что важнейшие элементы за­ стройки Мачу-Пикчу имеют любопытную с астрономичес­ кой точки зрения ориентацию. Рассчитав расположение звезд в предыдущих тысячелетиях (а оно постепенно меняется в результате так называемой прецессии), Мюллер пришел к выводу, что строительство планировалось между 4000 и 2000 годами до н.э.

С позиций ортодоксальной истории это звучало как фантастическая ересь. Если Мюллер прав, то Мачу-Пикчу должно быть не 500, а чуть ли не 6000 лет. То есть он существенно старше Великих египетских пирамид (считая, разумеется, правильной классическую датировку пирамид, которая относит их примерно к 2500 году до н.э.).

Были и другие голоса несогласных, убежденных, что, по крайней мере, часть застройки Мачу-Пикчу на тысячи лет старше официального возраста 7 .

Подобно большим многоугольным стенным блокам, это утверждение, похоже, вписывается в ту же самую голово­ ломку-мозаику, что и Виракоча. Все легенды говорят, что его столицей был Тиауанако. Развалины этого великого древ­ него города находятся в Боливии, в области, известной под названием Кольяо, в 20 километрах к югу от озера Титикака.

По моим расчетам, мы могли добраться туда через Лиму и Ла-Пас за пару дней.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен