Аспекты реализации «единого вкуса»
«Единый вкус» предполагает стирание зависимости от двойственных состояний. Чистое и нечистое – это только один аспект «единого вкуса». Есть другие категории – например правильное и неправильное. Это привязанность к собственным ментальным установкам.
Категория «я и другие». Есть практики, когда йогин тренируется обменивать себя на других. Эта категория – одна из самых сильных, может быть, сильнее даже, чем чистое и нечистое. Поменять себя на другого или увидеть другого как проявление себя – это подлинный «единый вкус». Если «единый вкус» реализован, то в теле другого вы увидите самого себя, только имеющего иной менталитет и судьбу тела. Если он не реализован, то он – «другой», он не может быть тобой. Если реализован «единый вкус», то ваше сознание представляет аура-локу – совершенно распахнутое состояние, когда вы пребываете во всех телах. Может быть, вы не можете в них двигаться и разговаривать, но как тонкий дух осознавания вы проникаете во все тела, даже в тела кошек и собак.
Тогда, если вы сможете договориться с божеством собаки или с божеством кошки, вы сможете ее контролировать, и порождаются сиддхи. Если вы сможете увидеть божество во льве, управляющем всеми львами, сделать ему мысленное подношение или усмирить это божество, то лев послушно ляжет у ваших ног или все львы прибегут к вам. Есть магические ритуалы, которые позволяют это делать, поскольку всеми живыми существами управляют тонкие состояния. Эти сиддхи происходят из-за реализации «единого вкуса», когда стираются грани между «я» и «другие».
Еще один аспект «единого вкуса» – внутреннее и внешнее, когда внутреннее и внешнее пространства объединяются. Это происходит только на стадии нисхождения Ануграхи, когда йогин глубоко переживает опыты нисходящей силы.
Аспект «единого вкуса» – медитация и немедитация – происходит только после принятия великого решения, вхождения в великое недеяние.
Еще один аспект – освобождение и связанность. Это происходит после самого Освобождения, когда йогин понимает, что Освобождение не означает стать освобожденным и человек не может стать освобожденным. Освобождение – это становление Тем, кто никогда не был связан. Многие имеют такие представления: «Я стану освобожденным человеком!» Но этого не может быть в принципе, освобожденных людей не бывает. Даже освобожденных богов не бывает. Боги могут быть бессмертными и могущественными, но освобожденным может быть только Бхагаван, Абсолют, потому что Освобождение – это символ Абсолюта. Освобождение означает не становление освобожденным, а выход из принципа связанности и становление Тем, кто никогда не связывался, кто никогда не может быть связан.
Также «единый вкус» связан с объединением сансары и нирваны, рождения и смерти, таких категорий, как правда и ложь, мужское и женское, добро и зло, действие и недеяние, удовольствия и страдания, прошлое и будущее. Когда все эти категории преодолеваются, йогин реализовывает «единый вкус». Частично или в высокой степени такая реализация «единого вкуса» должна быть завершена на стадии воспитания (см. «Драгоценные наставления о шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания» Свами Вишнудевананда Гири).
Воспитание предполагает, что мы проникаем во все эти аспекты, начинаем прозревать их и воспитываем свой дух, реализовывая их. Когда у нас уже есть пространство, у нас есть опыт и мы его удерживаем, нам нужно дать опыт этому пространству: нам нужно его расширить, столкнуть с разными переживаниями и воспитать, объединяться с разными категориями пар противоположностей, чтобы утвердить это пространство. При этом мы поддерживаем «единый вкус» на уровне воззрения. На уровне поведения действуют другие, относительные законы, которые также важны.