В.Д.Захарченко - Над пропастью нераскрытых тайн.        


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



Первая карта

"Привычка свыше нам дана", - сказал поэт. Да, человечество чрезвычайно привержено к привычным мнениям. Археолог Генрих Шлиман продлил историю Древней Греции на добрую тысячу лет в глубину веков, а вот в наших устоявшихся представлениях Эллада - это период Парфенона, величественных статуй фидия и безрукой, но прелестной Венеры Милосской. А это всего лишь классический период в многотысячелетней истории Греции. Сознание людей как бы не желает выходить тут из привычных рамок.

Все мы усвоили, что золото человек научился обрабатывать в Египте и в шумерских городах в IV тысячелетии до н. э. Однако более древние золотые украшения обнаружены в могильнике близ болгарского порта Варна. Ни в одном учебнике истории нет до сих пор сведений об европейском золоте VI тысячелетия до н. э. Не отложилась такая седая старина в наших представлениях.

Подобных примеров можно привести много. Остановимся на истории открытия, упоминание о котором содержится лишь в специальной литературе. Археологи дали этому городу название Чатал-Хююк, повторив турецкое наименование двугорбого холма среди солончаковой степи в Анатолии -в 120 км от Средиземного моря к северу от Двуречья. Как показали исследования, именно тут родились оседлое земледелие и скотоводство, художественные промыслы и ремесленное дело - первооснова цивилизаций древнего мира. Именно здесь появились постоянные поселения - города со своей планировкой, храмами и мастерскими. Открытие самого древнего города прибавило к истории Анатолии, по крайней мере, четыре тысячелетия.

Места здесь безлюдные, пустынные. Речки высыхают уже к июню. И ничто не говорит о том, что под холмом скрыт город. Даже сама мысль о возможности жизни людей отпадает как бы сама собой.

Но вот под верхним пыльным слоем "историки с лопатами" наткнулись на золу домашних очагов, сырцовые кирпичи, кремниевые отщепы, кости животных. Чуть глубже - орудия труда и охоты из обсидиана. Нет, тут явно когда-то был оазис. Ученые приехали на холм лишь на один день, и надо было собирать первые находки. Их завернули в пергаментную бумагу 'и поместили в походные рюкзаки.

Трухлявые щепки и угольки кострищ отправили в США и Англию на радиоуглеродный анализ. И вот тут наступил момент истины. Английский археолог Джеймс Мелларт доказал, что не лишен интуиции и божьей искры. Образцы были еще на местной почте и не погружались на авиалайнеры, а он по оставшимся в его распоряжении керамическим фрагментам, кускам штукатурки и обсидиановым ножам сделал вывод, что перед ним вещи, древнее которых он еще не видел в своей практике. "Раскопки будут перспективными! - решил он заранее. - И навряд ли мне поверят сразу. Тут пахнет капитальным исправлением истории неолита".

Поступившие через две недели ответы из-за океана были ошеломляющими. Требовали присылки других образцов. Но археолог уже отправлялся в полевую экспедицию - доказывать древность открытия фундаментальными раскопками.

В археологии существует метод исторической логики. Например, обнаружен процветающий город шумеров Ур. Проанализировав уровень мастерства ремесленников, ювелиров, металлургов и строителей, ученые делают вывод, что вдруг такая цивилизация появиться не могла. Должны быть города-предшественники, где мастерство людей складывалось постепенно, веками. Их ищут и находят. Шумерский Ур, отнесенный к III тысячелетию до н. э., помог открыть города Южной Месопотамии IV тысячелетия до н. э. Столь же древними были открытые деревни в Анатолии - поселения земледельцев.

Мелларт давно подозревал, что Анатолийское плато, прорезаемое речкой Конья, было обитаемо и в более далекие времена. Климат тогда там был другой и солончаков еще не было. В 1951 году он обнаружил первые следы деревень, весьма древних - VII тысячелетия до н. э. Явный неолит! Но тут, на холме, уровень культуры выше, чем это можно было предположить. И это стало серьезным открытием.

"Но надо идти дальше в глубь веков!" - уговаривал Мелларт сам себя, веря в удачу. В 1958 году он первый раз коснулся лопатой верхнего слоя на холме Чатал-Хююк. К 1961 году добился ассигнований, на более обширные раскопки и докопался до материковой скалы, сняв все возможные культурные слои. В 1963 году деньги кончились, и место раскопок было законсервировано.

Мелларт и раньше верил, что до хеттов в Анатолии были другие цивилизации. Теперь он прикоснулся к ним, открыл такую древность, в которую трудно было поверить даже ему самому. Но были факты в руках, результаты анализов уже из трех лабораторий мира, и ученый перестал бояться слова "сенсация". Он открыл для человеческой истории одну из самых первых ее страниц. Он раскопал город неимоверной старины, поселение первых художников, картографов, металлургов, город, где люди поставили точку в истории каменного века.

...Этот город был давно оставлен людьми. То ли после войны с соседними кочевыми племенами, увидевшими легкую поживу. То ли после того, как земля истощилась и надо было двигаться к югу - к другим рекам и озерам Анатолии, то ли жрецы приговорили население к бегству в иные края, увидев на небе грозное предзнаменование для горожан, а для себя - повод быть значительными в их судьбах.

Город был оставлен, но он не сгорел и был лишь занесен пылью веков. Среди фундаментов Чатал-Хююка не были найдены письмена - заговорили стены домов, фрески, культовые статуэтки. Брошенные людьми вещи рассказали о дыхании прежней жизни, мыслях и чувствах многих поколений. Они любили свой город, заботились о жилищах, украшали их, как могли.

Жизнь здесь началась 8500 лет назад. Первый неолитический город, просуществовавший на одном месте почти тысячелетие. Археологи еще раз доказали, что ничто не пропадает в нашей общей истории. Постепенно все выстраивается в стройный ряд - цепочку пространства и времени.

Улицы в этом древнем городе были весьма узкими. Дома строились с плоскими крышами. Высота потолков была порой выше, чем в наших стандартных пятиэтажках. В комнаты люди попадали по деревянным лестницам через проем под самым карнизом. Стены белились известью и окрашивались охрой. Прямоугольной формы очаги топились почерному. Спали на низких жестких диванчиках из камней и глины. Скот - свиней, коз, коров - держали в отдельных помещениях на краю кварталов. За пределами города выращивали ячмень, пшеницу, горох, виноград.

Площадь неолитического города невелика - всего 32 акра (около 13 га). Холм, образовавшийся над ним за века, был невысок. Это очень удивило археологов, ведь, например, более молодая Троя скрывалась под несравнимо высоким образованием из земли и вековой пыли. В этой загадке удалось быстро разобраться. Оказалось, что в городе было двенадцать культурных слоев. Ровно столько раз поселение перестраивалось. Оно не росло в вышину потому, что дома разбирали до самого фундамента, старые сырцовые кирпичи выбрасывали за городскую черту.

Кирпичи делали из глины, добавляя речной ил, крупный песок и смесь тростника и соломы. Такой строительный материал был прочным, однако не вечным. Приходилось время от времени перестраивать стены жилых домов и культовых помещений. Подвергались капитальному ремонту и священные рельефы из беленой глины, изображавшие леопардов. Мелларт обнаружил в одной из построек рельеф, который последовательно возобновлялся сорок раз. Безусловно, этому красивому зверю поклонялись в течение многих веков.

Изображения леопардов, медведей, могучих бычьих голов и полногрудой женщиныматери - все это прослеживается в более поздние эпохи у других племен в Анатолии, Малой Азии и на Балканском полуострове. Леопард был царем зверей, символом царской власти и покровителем городов у хеттов и фракийцев, фригийцев и микенских греков, в Этрурии и Урарту. Эти факты позволили Мелларту отнести жителей Чатал-Хююка к индоевропейцам. Более того, он склонен считать это место в Анатолии прародиной легендарных ариев, точнее, одним из первых центров формирования их цивилизации.

Археолог нашел среди фундаментов Чатал-Хююка огромное количество скульптурных изображений дородных женщин из глины, алебастра, кальцита, мрамора, меди. Эти небольшие изделия были практически в каждом доме. Вероятно, это покровительницы оседлых земледельцев, богини плодородия, хранительницы семейного очага. Примечательно, что почти такие же скульптурки Шлиман нашел в самом первом культурном слое Трои, а болгарские археологи откопали их в пригороде Пловдива.

Мелларт уже в первые дни своих сенсационных раскопок смог убедиться, что в древнейшем городе жили неплохие художники. Одни из самых первых в истории искусства. Они создавали не только барельефы, но и фрески, да еще полихромные. В одном из домов, где сохранилась стена, археолог увидел на белом фоне фантастическое чудовище, нарисованное красной краской. Особой похвалы с точки зрения изобразительного мастерства заслуживает раскрашенный рельеф, предельно реалистически отразивший напряженную мускулатуру двух леопардов.

Не менее выразительны и фрески со сценами охоты на диких зверей и укрощения быков. Часть настенных панно посвящена женщинам. Они миловидны, пышногруды. Хорошо сохранилась фреска, где женское божество сидит в окружении зверей, смотрящих на нее -с нескрываемым обожанием. Подобные композиции наносились на белые стены красной, розовой, бежевой, желтой и черной краской минерального происхождения. Стоит отметить, что картины подчас отличаются не только богатой палитрой, но и динамикой. Вот лихо танцуют колдуны, а вот воины в коротких юбках из шкур медведей грозят врагам дубинками. Вот юноша набрасывает лассо на оленя, а рядом удачливый охотник добивает раненую антилопу. Мелларт обнаружил множество картин VII тысячелетия до н. э. Одна ему понравилась особо. Огромные, явно сказочные птицы нападают на людей. Стервятники с клювом в полголовы отлетают от человека, размахивающего веревкой. На поле боя есть и жертвы - туловища людей с оторванной головой. Есть и "подпись" автора - отпечаток его ладони на штукатурке.

Эти первые страницы в истории всемирного искусства, увы, не занесенные еще в энциклопедии, доказывают, что изобразительное мастерство древних людей, живших в единстве с природой, носило взрывной характер, было высокоэмоциональным и богатым по тематике.

Среди обнаруженных в руинах города фресок есть одна совершенно удивительная. На ней изображен план поселения, его кварталы, улочки и дома. Вверху тонкими линиями переданы контуры двух действующих вулканов. Итак, самая первая карта!

Что касается вулканов, то они и сейчас возвышаются в окрестностях Чатал-Хююка. По мнению ученых, последнее извержение произошло 4 тысячи лет назад. Одним словом, контуры огнедышащих гор рисовались с натуры художниками неолита... В домах жителей Чатал-Хююка археологи обнаружи ли многое, что не было знакомо по другим раскопкам в Передней Азии. Начнем с мелочи - приверженности жителей винограду. Косточки плодов лежали целыми слоями на глинобитных полах как комнат, так и внутренних двориков. Крупные скопления их находили и снаружи. Следовательно, виноград был любимой пищей в неолитическом городе. Далее. Почти каждый дом имел кладовку, где лежали куски обсидиана, кож, больших оленьих костей. Все это запасалось для обработки - почти каждая семья занималась ремесленничеством. Были свои ювелиры, ткачи, ковровщики, резчики по кости, мастера по изготовлению каменных зернотерок. Или вот еще одно обстоятельство: крепостные стены отсутствовали, а во всех крайних домах археологи обнаружили луки и стрелы, копья с обсидиановыми наконечниками, пращи и массивные дубинки. Значит, по всему краю поселения жили люди, которым поручалась оборона города. По какой-то загадочной причине обитатели ЧаталХююка не видели необходимости даже в земляном оборонительном вале.

Настенная роспись, барельефы, культовые скульптуры, план города не единственное, что поразило археологов при раскопках. Они смогли убедиться еще и в том, что женщины древнего Чатал-Хююка уже тогда были большими модницами. Они пользовались румянами, красками для бровей и ресниц. Для неолитической косметики и парфюмерии изготовлялись изящные пенальчики из дубленых кож. Для украшения своих комнат женщины изготовляли многоцветные ковры, мягкие циновки, покрывала из мехов и тканей с бахромой. В руки археологов попали ожерелья, бусы. На шерстяную нитку нанизывались куски нефрита и яшмы, зубы медведей и кабанов, шарики из полированной древесины и дымчатого вулканического стекла. Бусинки делались еще из каменного угля и раковин, а также из свинца и меди.

Вот эти крошечные шаровидные изделия и позволили ученым после анализа раскопок сделать вывод, что мировая металлургия началась именно здесь, где люди в седую старину умели делать фрески, составлять карты и приготовлять румяна. Более древних изделий из металла пока еще нигде не найдено. Что же - пересматривать историю технологий? Жители Чатал-Хююка 8 тысяч лет назад делали из меди бусинки, шильца, проколки, маленькие трубочки для украшения низа одежды женщин и жрецоп. Близ одного из домов в восточной части города нашли кусок медного шлака. Руда была тогда в изобилии на соседних горных склонах вулканов. Значит, медь была тут не самородной, а именно металлургической. А вот посуду в Чатал-Хююке начали делать 8500 лет назад из твердой древесины и мягких камней, из костей и кожи домашних животных. Считалось, что только появление печей для обжига глиняной посуды помогло людям неолита приблизиться к переплавке руд. Здесь же керамика появилась на 600-700 лет позже печей для получения меди из руд. Кстати, в Месопотамии медь начали плавить на 1000 лет позже, а в Египте - почти на 2000 лет. Следовательно, прародина первых металлургов - это Анатолия. Медные изделия еще один удивительный феномен этого города.

Одного из древнейших или самого древнего? Не будем спешить с определением. Где гарантия, что неутомимые археологи не обнаружат еще что-либо более старое и феноменальное? Точку ставить рано. Но тем не менее прав первооткрыватель Мелларт, написавший еще в 1967 году: "Неолитическая цивилизация, открытая в Чатал-Хююке, сияет подобно шедевру среди довольно тусклой свиты одновременных земледельческих культур".

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен