В.Д.Захарченко - Над пропастью нераскрытых тайн.        


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



Сокровища неоткрытых гробниц

В полутьме невзрачной хибарки профессор видит, как открывается незамысловатый крестьянский сундук, и в нем среди тряпок вспыхивает античное золото. Кольца, чаши, кубки, фигурки домашних божков, сказочных зверей. На грязный пол перед ним высыпали бесценные изделия из слоновой кости, серебра, янтаря, бронзы. Были здесь и железные вещицы, которые, между прочим, во времена их изготовления стоили значительно дороже золотых. Было тут оружие древнего воина, украшения царицы, кубки из сплава серебра с золотом, перстни с крупными изумрудами, золотые пуговицы и брошь с гравировкой, бронзовые ожерелья тончайшей ювелирной работы.

Профессору сразу становится ясно, что все эти воистину царские сокровища извлечены из одного могильника. Они были очень разными по назначению, но археологу не трудно было определить их стилевое единство, принадлежность к одной древней культуре. Столь пышные похороны могли увенчать земной путь только весьма могущественного правителя. Но какого правителя? Какой древней державы? - Можно ли все это сфотографировать? - Нет! Ни в коем случае!

...В тот памятный день профессор Мелларт, археолог, купил билет на экспресс Стамбул-Измир. Провожали его чиновники турецкого управления охраны древностей.

Поезд тронулся, и профессор намеревался вздремнуть. Но именно тут в купе вошла девушка. "Типичная гречанка. Таких темноволосых красавиц много в приморских городах Турции", - подумал Мелларт.

Она окинула профессора внимательным взглядом, попросила разрешения сесть напротив. Говорила незнакомка с легким американским акцентом. Но вовсе не это удивило профессора. Удивил массивный золотой браслет на ее правой руке. Он был очень древним. От него "пахло" тысячелетиями. Мелларт давно мечтал извлечь такую диковинку из пластов земли, а она вот тут, рядом...

Вот так началось первое действие этой современной драмы, которую поставил весьма хитроумный режиссер. Не отрывая глаз от чудесного браслета, профессор пытался определить возраст сокровища, пока не остановился на III тысячелетии до н. э.

"Бесспорно! Бесспорно! - убеждал себя Мелларт. - Это напоминает что-то близкое к Трое, но только более древнее. Примерно на тысячу лет. Матовое золото. Своеобразный узор. Рельефный рисунок. И всему этому не менее четырех тысяч лет!"

Волнение археолога понятно. Он сделал случайное открытие. И где? В вагоне поезда. Перед ним был памятник неизвестной культуры, целое поле для исследовательской деятельности. В Малой Азии все возможно. Не так давно один его друг на базаре в городке Газиантке случайно купил редчайшую золотую монету с гордым профилем Александра Македонского. Ее нашли на пахоте...

Профессор привстал со своего места и представился. Девушка и не пыталась разыграть удивление. Она прекрасно знала, кто перед ней. Мелларт еще с 1958 года был известен в Турции в связи с сенсационными раскопками в Западной Анатолии. Ему удалось открыть самое древнее поселение в этой части Азии. Девять тысяч лет назад люди в нем уже умели обжигать кирпичи, делать добротную посуду и лепить фигурки божков и богинь. Помимо всего прочего, они были умелыми земледельцами и скотоводами.

Профессор не удержался и тотчас начал упорные расспросы о происхождении удивительного браслета.

- Просто семейная реликвия, - ответила девушка. -' Такие вещицы у нас давно передаются по наследству, из поколения в поколение. Такова традиция. Их нельзя ни продать, ни обменять.

Наступило молчание. Профессор продолжал разглядывать браслет, все более убеждаясь в его уникальности. Одновременно он пытался найти способ хотя бы на часок заполучить реликвию.

Незнакомка как будто читала его мысли: разумеется, это связано с трудностями, однако такому знаменитому человеку она, пожалуй, сможет показать кое-что из семейной коллекции. "Режиссер", очевидно, предусмотрел такой момент эмоционального напряжения, когда археолог согласится на любые условия. И "актриса" хорошо сыграла свою роль.

Поезд прибыл в Измир. Девица перемигивается с "водителем такси", машина долго колесит по пригороду и тормозит наконец у маленькой пристани. Здесь их ждет лодка. На другом берегу залива они опять нанимают такси и после длительного кружения по лабиринту узких восточных улочек оказываются у одноэтажного домика.

Началось второе действие драмы. Профессору показали сундук с драгоценностями. Осторожно перебирал он древние украшения, фигурки людей, посуду. Вот гравированное изображение парусной лодки: неведомый, праисторический тип корабля. Вот массивное кольцо с двумя камнями - рубин и смарагд, ритуальный сосуд с геометрическим орнаментом. Каким совершенным вкусом обладал древний мастер!

На полу появился расписной кувшинчик с замысловатыми узорами. Узоры для археолога то же, что таблички с клинописью или папирус с иероглифами. Они скажут об эпохе, о влиянии соседних народов, о традициях и даже обычаях. Здесь были узоры, в чем-то родственные тем, что на браслете. И притом неведомые науке.

- Позвольте мне все-таки сфотографировать. Вы даже не представляете, какая это ценность для мировой науки!

- Нет! Нельзя! - услышал он категорический ответ. - Это невозможно. Это запрещено. Но... вы можете, профессор, если хотите, кое-что перерисо- вать в свой блокнот... Работайте, сколько пожелаете. Только нельзя никуда выходить. Таково наше единственное условие.

...Это было подобие домашнего ареста. В комнате с занавешенными окнами профессор Мелларт работал около недели. Он делал научное описание редчайшей коллекции. Его торопили, аккуратно приносили пищу, но очень неохотно отвечали на вопросы. Да, все вещи взяты из одного могильника. Похоронены были правитель и его жена. В склепе была и любимая собака царской четы.

Как опытный археолог, он сделал и еще один вывод. Судя по всему, речь могла идти о развитом земледельческом государстве, о городах с ремесленниками и купцами. Но где место этой культуре на карте античного мира, откуда эти следы, из какой загадочной цивилизации? По этой странной одежде можно судить о забытом народе, который создал тут, в Малой Азии, свое особенное государство. Это не греки, не египтяне, не хетты, хотя есть и сходные черты.

Профессор лучше других знал, что в Анатолии открыта едва лишь сотая часть того, что было сделано руками древних градостроителей. Совсем недавно там была откопана мраморная плита, вызвавшая целый переполох среди ученых. На верхней части выбита надпись на одном из диалектов хеттского языка. А вот на нижней археологи увидели весьма загадочные письмена, еще не встречавшиеся им. Какому же народу принадлежат они? Может быть, сокровища могильника помогут ему, Мелларту, ответить на эти вопросы.

Он скрупулезно переносил на ватман своеобразный комплекс образов символы сил природы, материнства, труда. Серебряный кинжал с изображением дельфина. Древние греки любили это морское животное... Сосуд, напоминающий гончарные изделия из государства богатейшего царя Креза. Но и в нем есть что-то свое, особенное... Странной формы светильники, серебряные нагрудные украшения. Такие носили воины государства Урарту. Но здесь была явная печать местного своеобразия,

"Нераскопанная Троя! - думал профессор. - Но где ее искать? Где некрополь, сокрывший эти сокровища? Наверняка грабители не взяли из могильника вещи, которые посчитали пустяками. А они помогли бы более точной датировке, дали бы важные для науки сведения..."

Из беглых и очень осторожных ответов Мелларт уяснил, что редкая находка сделана была в местности Дорак. Значит, где-то на берегу Мраморного моря существовало весьма развитое государство, достигшее расцвета еще в начале III тысячелетия до н. э. Оно торговало с Египтом, Критом, с городами Малой Азии. Совершенство ювелирных изделий доказывало, что культура его далеко ушла от варварства. Аборигены приносили своим богам в жертву не самих животных, а лишь хитроумную подмену в виде фигурок из глины - свидетельство высокого развития.

Прошла неделя. Исписаны десятки страниц в блокноте. Сделаны наброски и эскизы на картоне тех вещей, которые милостиво было дозволено зарисовать.

В последний вечер с записок Мелларта была сделана копия, зафиксированы (с его слов) данные о ценности находок. "Нам достаточно и сорока веков", - запоминает он фразу.

Ночью профессора бесцеремонно вывели на темную улицу, проводили до такси и оставили одного. Каких-либо ориентиров он не запомнил. Он получил лишь адрес на клочке бумажки и обещание написать ему...

Выйдя из невольного заточения, профессор начинает сам слать телеграммы, открытки, письма по неведомому адресу. Безрезультатно. Второе действие драмы закончилось. Начинается третье. В Лондон наконец приходит письмо от Анны Папастрати, написанное мужской рукой. Вульгарный стиль выдает автора. Но Мелларт пока ничего не замечает. Он весь в азарте интереснейшего исследования. Он сравнивает свои зарисовки, приводит в порядок записи. Все его коллеги подтверждают первоначальную мысль о нераскопанной Трое, о III тысячелетии до н. э...

В письме, между прочим, говорится, что "семейство разрешает публикацию материалов, которыми располагает всемирно известный профессор, но при условии, что он укажет в своей статье более точно возраст золотых вещей..."

Письмо было показано коллегам. И они откровенно высказали свои опасения. Ученый не хотел сперва верить, когда произносились слова "провокация", "ловушка", "гангстеры", "спекуляции"... Наконец он решил проконсультироваться с директором Британского археологического института. Тот дал резонный совет воздержаться пока от публикации в научных журналах.

После долгих колебаний Мелларт все же согласился отдать свои рисунки и комментарии к ним в один из иллюстрированных еженедельников Лондона.

"Пусть мир узнает хоть некоторые подробности о Трое, которую еще не раскопали!" - решает он.

И тут же разразилась буря. Перепечатки пошли по всему свету. Из Турции моментально пришел официальный запрос дать дополнительные объяснения. Профессора почти открыто упрекали в том, что он не сообщил властям местонахождение таинственного дома с сундуком. В общем запахло скандалом.

Только теперь профессор уяснил, в какую авантюру он был вовлечен опытными мошенниками. В его авторитете как ученого нельзя сомневаться. И кто-то сразу же получил в свои грязные руки необходимые данные для махинаций на черном рынке. Ценность всех вещей получила достоверное подтверждение. Газеты во всеуслышание называли их "сокровищами царей из Дорака".

"Режиссер" мог торжествовать. Таинственность всего случившегося, нервный тон прессы, оттенок криминальности в комментариях журналистов - все это было превосходной рекламой. Соответствующая почва для распродажи была подготовлена...

И вот последняя сцена спектакля. Десять лет спустя после "открытия" сокровищ нераскопанной Трои на черном рынке в Америке вдруг появились следы золотых вещей, описанных Меллартом. Продавцы скрывались за вереницей подставных лиц. Покупатели тоже проявили известную осторожность. Боясь подделки, они обратились к экспертам. "Им около 45 веков" - таково заключение ученых после всех физико-химических анализов.

Сделка состоялась. Сокровища уплыли в неизвестном направлении. Выяснилось лишь то, что за прошедшие годы цена их возросла примерно в десять раз. Оценщики ссылались на авторитет профессора Мелларта...

Один монах еще в XVI веке, увидев разграбление и уничтожение испанцами памятников культуры Центральной Америки, задал себе вопрос: "Может ли еще когданибудь повториться подобное варварство?" Оказывается, может. Купить на черном рынке реликвии загадочной цивилизации и скрыть их в несгораемом шкафу - это и есть самое настоящее варварство.

А как же быть с раскопками? В каком месте искать вторую Трою? Увы, это пока неизвестно.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен