Ю.Н.Морозов. - Следы древних астронавтов.        


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



Задание на завтра

Вероятно, правы те, кто считает изучение догонской проблемы наиболее перспективным путем выяснения вопроса о реальности палеовизита. Шансы на успех тут действительно имеются. Но не будем сбрасывать со счетов и несколько других фактов, по поводу "пришельческой" интерпретации которых пока нельзя с уверенностью сказать ни "да", ни "нет": просто они еще не исследованы с должной полнотой.

К этой категории фактов следует, пожалуй, отнести "египетский планер" (рис. 4). От множества древних изображений птиц эту деревянную фигурку отличает прежде всего форма хвоста: вертикальный киль, который не скопируешь с пернатых, Египетский ученый Халил Мессиха имел все основания увидеть в этом предмете модель планера. А возраст ее - более двух тысяч лет... Найдена вещица в 1898 году, так что мистификация исключается. Одна незадача: нет у планера горизонтального оперения, а без него он был бы неустойчив в полете. Момент чрезвычайно щекотливый. Доктор Мессиха пишет: "Нижняя часть хвоста отломана, По всей видимости, на ней горизонтально крепились рули высоты", Только чем это доказать? История словно специально постаралась лишить нас полной уверенности в том, что перед нами действительно копия нормально летавшего аппарата.

Возможно, ситуация несколько прояснится при сопоставлении египетского планера с аналогичными находками, пусть и в других частях земного шара. Сразу же возникает мысль о "колумбийском золотом самолетике". Так окрестили миниатюрный предмет, датируемый серединой первого тысячелетия нашей эры и использовавшийся, по-видимому, в качестве подвесного украшения или амулета (рис. 5). Следует подчеркнуть, что это изделие - не единственное. Всего таких предметов известно к сегодняшнему дню более тридцати, и найдены они, по некоторым сведениям, не только в Колумбии, но и на территории Коста-Рики, Венесуэлы и Перу. Их внешний вид варьируется, но все они сохраняют "принципиальную схему" самолета с горизонтальным и вертикальным оперением.

Конкурировать с технической интерпретацией этого типа находок может только биологическая. Художники придавали своим изделиям вид живого существа, о чем свидетельствуют глаза и хорошо различимая на некоторых экземплярах пасть. Кто же здесь изображен? Перебирая разные кандидатуры, в итоге приходится согласиться с заключением биолога Айвена Сэндерсона, который первым проанализировал фигурки: их нельзя отождествить ни с одним из известных нам представителей животного мира.

Птицы отпадают по той же причине, что и в случае с египетским планером, - не так расположен хвост. Более подходящими прототипами кажутся летучие рыбы и скаты. Именно они дают нужное сочетание "крыльев" - гигантски разросшихся грудных плавников - и расположенного в вертикальной плоскости хвостового плавника (у некоторых скатов - спинных плавников, помещающихся на хвосте), Более того, пара брюшных плавников у скатов и "четырехкрылых" летучих рыб весьма напоминает пару меньших крылышек у золотых "самолетиков". Это блестяще продемонстрировал бельгийский исследователь Патрик Феррен, опубликовав фотографию бронзовой фигурки ската, найденной при раскопках в Китае: сверху она очень похожа на некоторые латиноамериканские фигурки. И все же... Хвостовая часть последних не соответствует по форме хвостам летучих рыб и скатов, она - типично самолетная. А самое главное, на мой взгляд, - это глубокий вырез позади головной части фигурки, совершенно ненужный, необъяснимый с биологической точки зрения, но находящийся именно там, где положено быть кабине самолета...

Итак, система признаков объекта лучше объясняется техническими, а не биологическими факторами. Предположений на этот смет высказано уже много. В фигурке, представленной на рис. 5, усматривали модель аэрокосмического самолета с откидывающейся передней частью (А.Янг), грузового аппарата разового использования для посадки на водч (С.Гринвуд), даже модель "субакваплана" - подводного самолета (А.Сэндерсон). Возможны, разумеется, и другие конструктивные "прочтения". Оставим их на долю специалистов. Мне же хочется сейчас подчеркнуть: ни технический подход, ни биологический, который отбрасывать всетаки рано, не способны дать находкам полноценное объяснение, если при анализе отсутствует еще один подход - искусствоведческий. Каким бы ни был реальный прототип фигурок, перед нами его художественная концепция, выраженная традиционными средствами изобразительного языка, и без поправки на все эти факторы мы не восстановим и сам прототип. Другими словами, к анализу "самолетиков" необходимо подключиться специалистам по истории культуры Латинской Америки - так же, как и для решения предыдущей загадки с "планером" требуется квалифицированная помощь египтологов. А те и другие пока молчат либо отделываются ссылками на летучих рыб и т.п.

Пора бы наконец разобраться и с комплексом древнеиндийских сообщений о летательных аппаратах (виманах). Фантазия практически каждого народа рождала рассказы о полетах людей или богов, но только литература Индии содержит подробнейшие сведения о типах и разновидностях механизмов для полета, об их конструкции и летных характеристиках, о материалах, идущих на их изготовление, " о двигателях и топливе для них... Причем эти описания не выглядят проектами летательных аппаратов - наподобие тех проектов, что позднее, примерно с 17-го века, начали обильно появляться в Европе. Напротив, вся индийская традиция проникнута непоколебимой уверенностью в реальном существовании виман. Приводятся детали, подкупающие своей реалистичностью. Когда из древнеиндийского источника узнаешь, к примеру, что колеса виманы оставляли следы на земле - кажется, что такие подробности могли сообщить только люди, видевшие эти аппараты наяву;..

До последнего времени анализу проблемы мешала некомпетентность большинства писавших о ней и дефицит достоверной информации, ибо тексты на санскрите понятны немногим, а имеющиеся переводы очень фрагментарны. Ситуация начала меняться с выходом в свет монографии санскритолога Д.К.Канджилала "Виманы в Древней Индии". Профессор Канджилал обобщил упоминания о летательных аппаратах в индийских источниках и попытался на их основе, консультируясь с инженерами, реконструировать главные типы виман, Теперь слово за специалистами в области авиационной и космической техники. Нужна.квалифицированная оценка работоспособности этих конструкций и степени их совершенства. Да, и тут не миновать сакраментального вопроса: достаточно ли высок уровень рассматриваемой технологии, чтобы приписывать ее космическим пришельцам (как это делает Д.К.Канджилал, разделяя популярную точку зрения)? Надо сказать, многие детали - например, широкое использование в "виманостроении" дерева - оставляют место для сомнений на этот счет.

Разумеется, не снят с повестки дня и исходный вопрос - о доверии к сведениям древнеиндийских источников, Вполне убедить в реальности виман могли бы соответствующие археологические находки.

"Признав, что таких материальных доказательств на территории Индии пока не обнаружено, профессор Канджилал напоминает о египетском планере и латиноамериканских самолетиках, Вряд ли, однако, эти модели, технический характер которых еще нужно доказать, усиливают весомость индийского материала. И кстати, как насчет их собственных шансов оказаться отображением инопланетной техники." Представить пришельцев летающими в атмосфере нашей планеты на планерах затруднительно; вот подарить землянам сам принцип планера и секреты его изготовления они, пожалуй, могли. А могли ли высокоразвитые космические визитеры использовать самолеты или аналоги "Шаттла" и "Бурана"? Наверное, по этому поводу будут разные мнения. Что и говорить, большой клубок предстоит распутывать тем, кто всерьез заинтересуется проблемами древних летательных аппаратов.

Ждет своего исследователя и странный мотив, бытующий в фольклоре и письменности многих народов. Подробности рассказа различаются, но есть и устойчивое ядро: герой отправляется в иной мир (на небо или под воду, в загробное царство, в страну эльфов или фей, на остров бессмертия и т.п.), проводит там считанные часы, дни или годы, л по возвращении домой он не может узнать этих мест и не застает в живых свою родню. Выясняется, что он отсутствовал несколько столетий. Еще И.Зенгер-Бредт обратила внимание на удивительное совпадение этого мотива с эффектом, который предсказывается специальной теорией относительности и получил наименование "парадокса часов" или "парадокса близнецов". Суть его в том, что на борту космического корабля, летящего со скоростью, близкой к скорости свет;), время будет течь медленнее, чем, скажем, на Земле. В популярной литературе этот эффект любят иллюстрировать так: молодой космонавт, вернувшись из межзвездной экспедиции, длившейся для нет одно-два десятилетия, находит своего брата-близнеца глубоким старцем или вообще не застает его в живых (если полет был на дальнее расстояние).

Фольклористы и историки литературы не дали пока удовлетворительного объяснения этому мотиву и его перекличке с предсказанием теории относительности, Для выяснения истоков мотива требуется сравнительный анализ многих сотен текстов на разных языках - дело, как вы понимаете, долгое и хлопотное. Но уже сейчас можно констатировать, что распространение данного мотива ограничено Евразией, а это позволяет предположить у него единый источник - возможно, корни обнаружатся на Востоке. В этой связи нельзя не вспомнить некоторые древнеиндийские представления. Так, один день Брахмы, высшего бога индуизма, приравнивался к 4 320 000 000 человеческим годам, в небесном мире Тушита, согласно буддизму, один день божественной жизни составляет 400 земных лет, и т.п. Конечно, на то они и боги, чтобы все аспекты их бытия были несоизмеримы с человеческими, но... и для человека, оказавшиеся в обители богов, время течет медленнее (это иллюстрирует, к примеру, один из сюжетов "Вишнупураны"). Значит, дело не столько в сущности самих богов, сколько в свойствах мира, ими населяемого. Небесного мира...

Впрочем, и тут нельзя быть уверенным заранее, что мы имеем дело с воспоминаниями о космических путешествиях. Возможно, это опять-таки случайное совпадение. Но ведь и его нужно доказать! Чем бы все ни обернулось в результате, этот "знак вопроса" буквально взывает к исследователям.

А вот наука на призывы такого рода все еще откликается. не слишком охотно. Справедливо негативное отношение к "теории древних астронавтов" вылилось в предубеждение против самой темы палеовизита. По меткому замечанию одного зарубежного автора, всякий серьезный исследователь, желающий заняться вопросом о посещении Земли, "рискует вымазаться в дегте фон Деникена". Гораздо более солидным, да и более перспективным, направлением поисков ВЦ считается прослушивание и наблюдение дальнего космоса,

Вернее, так было до недавних пор. Сейчас научные взгляды в этой области переживают значительную ломку. Связана она с тем, что многолетние поиски разумных сигналов из космоса и видимых проявлений астроинженерной деятельности сверхцивилизаций не увенчались успехом. Понятно, это еще не основание для заключения о нашем одиночестве во Вселенной, и существует масса оправданий; обследована лишь малая часть небесных объектов, прослушивание велось в ограниченном диапазоне частот, не имеется четких критериев различения искусственных и естественных космических явлений и. т. п, Но это - доводы рассудка. Чисто психологически же неудача экспериментов подточила первоначальный оптимизм многих специалистов, надежды на обнаружение ВЦ угасли, Пожалуй, главной причиной пессимистических настроений стала разработанная в последние годы теория колонизации Галактики. Несложные расчеты показали: если хотя бы одна галактическая цивилизация зародилась "всего" на несколько десятков миллионов лет раньше нашей - и такое вполне вероятно, - то к настоящему времени они могла бы заселить всю , Галактику. Другими словами, "они" давно уже были бы на Земле. А поскольку "их" присутствия не наблюдается, человечество, скорее всего, - единственная цивилизация в Галактике.

Не правда ли, приведенными рассуждения что-то напоминают? Да почти так же мыслил анонимный подписчик "Вестника знания". Только тогда, в 1930 году, под сомнение ставилась реальность космических путешествий, а теперь угроза нависла над еще более фундаментальным, можно сказать, мировоззренческим тезисом о множественности обитаемых миров. Это побудило ученых, интуитивно убежденных в населенности космоса, перепроверить все звенья логической цепочки и, в частности, впервые по-настоящему спросить себя, насколько верна "аксиома" о непосещении Земли. Некоторые из них начали с большим вниманием относиться к наблюдениям НЛО, другие же включили в план необходимых исследований и выяснение вопроса о пребывании гостей из космоса на нашей планете в древности. Похоже, без обстоятельного рассмотрения проблемы палеовизита в дискуссиях о внеземном разуме уже не обойтись.

Осенью 1989 года инициативная группа, состоящая из ученых нескольких стран, распространила Декларацию с призывом к созданию "научно-исследовательского комитета по изучению проблемы палеовизита". Предполагается, что он будет способствовать формированию специального междисциплинарного направления в науке - палеовизитологии. Готовится к выпуску первый номер "Журнала палсовизитологии". Приведут ли все эти подвижки к тому, что проблемы и загадки, о которых рассказано на страницах брошюры, получат в конце концов свое разрешение, и на вопрос, были ли на Земле пришельцы из других миров, можно будет дать ясный ответ. Очень хочется в это верить.

<<<< ||