Сегодняшние "марсианские" фильмы получили первый экономический вотум доверия в 1977 году с появлением на экранах фильма Стивена Спилберга "Тесные контакты третьего типа". Ричард Дрейфус играл в нем обыкновенного семейного человека по имени Рой Нири, которому пришлось физически столкнуться с
пришельцами. В то время как все окружающие, включая жену и детей, даже и не подозревают о получаемых им сообщениях от сверхразумных существ, Нири подпадает под влияние инопланетян. Даже горка картофельного пюре на его тарелке становится для него сигналом извне, зовущим его к встрече с теми, кто выбрал его для контакта с землянами. (Картошка, оказывается, отдаленно напоминает посадочную площадку
пришельцев у Башни дьявола в Вайоминге)
Фильм силен тем, что сосредоточивает внимание на чувствах, присущих каждому человеку: восхищении и преклонении перед богоявлением и
магией. Эта тема наиболее наглядно проявляется в финальных кадрах фильма, когда корабль
пришельцев прибывает на Землю в вихре гармоничных цветов и звуков. Ошеломленных землян приглашают на световое представление, подобного которому им в жизни не приходилось видеть, и на концерт, где знакомят их с универсальным космическим языком тонов. Когда, наконец, появляются
пришельцы, они оказываются вовсе не какими-то монстрами, а совсем безвредными эмбриональными младенцами. Земные люди при виде таких дружелюбных существ испытывают чувства изумления и радости.
Напряжение между рациональным и иррациональным в "Тесных контактах" подогревается присутствием особого персонажа - французского ученого, усиленно борющегося против неверящих в
НЛО. Эта роль представляет собой почти не замаскированный намек на Жака Валле, известного французского астрофизика и
уфолога. Поклонники
НЛО с уважением относятся к Валле, хотя он вообще-то отвергает гипотезу о
пришельцах, прилетающих к нам из других звездных систем. По теории самого Валле,
НЛО - это межпространственные объекты, то есть они, по сути, проявление некоей "параллельной
реальности".
По ходу всего фильма Нири оказывается раздираем между собственной логикой и оккультизмом
пришельцев. В конце фильма побеждает
метафизика, и Нири торжественно направляется к космическому кораблю, чтобы встретить неизвестных
пришельцев. Когда он поднимается на борт, голос за кадром, идущий непонятно откуда, произносит нараспев слова из Псалма 91:11: "Ибо Ангелам Своим заповедует о тебе - охранять тебя на всех путях твоих".
Научное консультирование при съемках "Неожиданных встреч" осуществил ныне покойный доктор Дж. Аллен Хайнек, профессор астрономии Северо-Восточного университета. В 1948 году представители ВВС попросили Хайнека заняться изучением "летающих тарелок". В то время он считал эту идею полным бредом, но по прошествии лет пришел к убеждению, что в этом феномене все-таки что-то есть.
Однако правительство отказалось от дальнейших исследований семисот случаев встреч с
НЛО, зафиксированных в проекте "Голубая Книга". И тогда Хайнек понял, что власти решили спрятать тайну
НЛО, так как события, связанные с ней, выставляли ВВС в неприглядном свете. Ведь если Пентагон забирает каждый год миллиарды долларов налогоплательщиков на оборону Соединенных Штатов от внешнего врага и одновременно оказывается совершенно беспомощным против каких-то неопознанных
пришельцев, то ассигнования конгресса могут быть урезаны.
После тридцати пяти лет исследований Хайнек пришел к выводу, что появления
НЛО на Земле - это попытки некоей формы разума установить контакты с нами. Хайнек начал издавать журнал "Международный
НЛО-репортер", в котором освещались подобные события. Он также основал и возглавил Центр по изучению
НЛО. Его классификационная система
НЛО, давшая название фильму Спилберга, подразделяла все наблюдения на четыре основных типа "тесных контактов".
* Первый тип - наблюдатель видит
НЛО на расстоянии пятисот футов.
* Второй тип -
НЛО оставляет какие-либо физические следы своего пребывания на Земле: отметины на почве, воздействие на электронные цепи (например, влияние на устойчивость приема теле- и радиопрограмм), физические знаки, то есть обожженные или обуглившиеся предметы.
* Третий тип - человек непосредственно видит обитателей
НЛО в космическом корабле или рядом с ним.
* Четвертый тип -
пришельцы похищают и (или) изучают человека.
Другие методы классификации
НЛО гораздо сложнее, например система, предложенная Жаком Валле, которая дифференцирует ситуации с появлением
НЛО, то отождествляя его с духом (возвысившиеся мастера или высшие существа), то с паранормальными явлениями (источник разума). Валле особенно интересовали случаи, когда наблюдатель через астральную проекцию непосредственно переходил из своего тела на космический корабль.
Эти неожиданные встречи третьего и четвертого типа, повлекшие за собой метафизические контакты с
пришельцами, похоже, заинтересовали Голливуд больше всего. Кто угодно может сказать, что видел
НЛО, но подняться на борт космического корабля или поговорить с его обитателями - это гораздо более сенсационная вещь.