Владимир Львович ЛЕВИ - ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ        


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



АМНИСТИЯ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

(из ответа человеку, который считает, что ему не повезло более прочих)

Дорогой В., доброе утро!

...В раннем детстве, учась ходить, мы с роковой неизбежностью ушибаемся о столы и стулья. Крик, слезы... Кто виноват? Ну конечно, этот нехороший стульчик, это он, бяка, сделал Вовочке бо-бо! Побить его, мается: виноват папа – зачем поставил сюда этот стулище? А папа не кается: виноват сам Вовище-Чудовище – вечно лезет куда не надо!

Обвинение! Самая первая, самая обычная реакция на любую неудачу, любого масштаба. Обвинение или самообвинение, черное или белое... А жизни, всецветной жизни всесильно наплевать на вину, потому что жизнь – это бесконечность проб и ошибок, бесчисленные « сначала » ; снова и снова знай себе бросает монетку, а монетка имеет право упасть орлом пять, десять раз подряд, но решка выпадет все равно, при большом числе бросаний все выровняется...

Это произойдет тем легче, чем скорее Вы сами начнете сначала, объявив всеобщую амнистию и освободив себя хоть на краткий миг от тяжкой обязанности быть счастливым.

Объективность делает человека равным судьбе – и судьба смертельно боится анализа. Как только начинаешь изучать свои успехи, они немедленно рассыпаются в прах, и маленькие, и большие, как у той знаменитой сороконожки, которая, задумавшись о своих ногах, разучилась ходить. Но то же самое относится и к неудачам! И здесь как раз наоборот: задумавшись, можно научиться ходить. И даже летать...

Вот первое, чем стоит заняться сегодня, сейчас же, в момент, когда судьба, как Вам кажется, положила Вас на обе лопатки.

Не торопитесь подниматься. Никуда не бегите. Не спешите в кабинет психиатра. Не рвитесь и к психотерапевту широкого профиля – это дефицитная специальность. Вы уже поговорили с одним близким другом – и ни к чему не пришли?..

Подумайте о себе сами. Только не в первом лице, а в третьем.

« Чего хочет этот человек? Древо его запросов, иерархия ценностей, целей – главное, второстепенное, побочное, производное... Правильно ли определены главные, не заняли ли их место энностепенные? Не терзает ли себя сам, не беспокоится ли о том, что все равно от него не зависит? (В случае, например, ревности, как у Вас.) Он и сам понимает, что это нелепо... Если бы это поддавалось логике... Но если ему повести совсем другую игру? Ведь число возможных игр с судь-бой безгранично, даже внутри того коротенького отрезка времени, который называется жизнью...

Кстати, жить-то ему осталось... Прикинем... Ну, скажем, лет около сорока, из них свежих – лет двадцать пять, дальше осень, закат. Если считать, что со всеми своими « дано » он начинает жить только сегодня (а ведь так оно и есть, только сегодня), то что требуется доказать? Что может реально наполнить его жизнь? (О счастье не будем...) Э нет, эта теорема любви много раз доказывалась – не получается, придется сменить аксиомы... »

Вот так примерно помыслить о себе, стараясь не выпускать эмоции дальше сдержанного участия. Почему в третьем лице? Потому что так легче всего приблизиться к объективности: это та форма, в которой мыслит о Вас другой. Именно так, кстати, и начинает впервые думать о себе человек: годика в полтора Вова для себя еще не « я » , а « он » , и этот первый ход мысли самый правильный. Точно по той же причине Вы гораздо глубже, быстрее, точнее поймете любого другого, если будете думать о нем не в третьем лице: « он » , « она » , « они » , а в первом – « я » , введя в это « я » все, что знаете об этом человеке, все, что в нем чувствуете. Ошибки неизбежны: от своего полуслепого закоснелого « я » не так-то просто отделаться. Но любой навык требует упражнения.

Итак, амнистия и объективность; для выпадения решки вполне достаточно...

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ АТ

Упражнения и приемы

Страницы

Когда и для чего

•  « Прожектор »

•  Ритмичное созерцание, непрерывное созерцание

•  Мысленное созерцание

•  « Внутренний видеоскоп »

•  Фиксация пальца

•  Вживание в слова и представления

•  « Скольжение » и « рождение заново » . Пульсация внимания

•  Сбрасывание зажимов

•  Гаммы расслабления тела

65

 

 

66 – 67

 

 

67

 

68

 

68 – 70

 

 

71 – 72

 

73 – 74

 

 

 

79 – 82

 

 

 

82 – 85

 

 

 

 

Подготовительное ко всему курсу. Отдельно – для тренировки внимания, сосредоточения и развития памяти

То же самое

То же самое, и особенно для зрительной памяти. Для подготовки к упражнениям перевоплощения

Для общей тренировки самососредоточения. Как подготовка к самовнушениям тепла

Подготовка к самовнушениям всех видов

Как элемент общей тренировки внимания. Для быстрого психического отдыха. Для обновления мироощущения и создания творческого настроения

Основной элемент всех курсовых тренировок. Для быстрого внутреннего освобождения в разнообразнейших жизненных ситуациях

Тренировка общего расслабления, развитие внутреннего « мышечного контролера » . Самостоятельно – для быстрого отдыха и улучшения

– 204 –

•  Расслабление лица и мимические упражнения

•  Расслабление глаз

•  « Скользящий маятник »

•  Темповые упражнения (замедления-ускорения)

•  Тонизация (вытягивание и другие упражнения и приемы)

•  Эхо-магнит

•  Освобождение дыхания

•  Дыхательная ритмизация

•  « Сонное дыхание »

•  Дыхательно-голосовые упражнения

•  « Тепло »

85 – 86

 

 

 

86 – 88

 

88

 

 

92 – 93

 

 

98 – 102

 

 

 

113 – 118

 

 

 

 

124

 

 

125

 

126

 

 

127

129

 

136 – 139

 

 

 

 

 

Для углубления расслабления при курсовых тренировках. Для быстрого изменения настроения. Для умственного оживления. Для ускорения засыпания

То же самое

Для быстрого отдыха и тонизации. Для разрядки нервно-психического напряжения

Для развития общего самоконтроля. (Внутренне замедляться в начале каждой аутогенной тренировки!)

Элемент всех курсовых тренировок. Самостоятельно – для быстрого отдыха и повышения работоспособности. Для улучшения настроения

Универсальный способ самовнушения, сочетающий предельную сосредоточенность с внутренним освобождением. Применим в любой деятельности как сознательный рычаг управления подсознанием. Создает наилучшее рабочее настроение

Элемент курсовых тренировок. Самостоятельное средство отдыха и душевного равновесия

Прием, помогающий всем самовнушениям

Средство самоуспокоения и глубокого расслабления. Облегчает засыпание

Для развития уверенности в себе и свободы в общении. Специально – при затруднениях речи

Элемент курсовых тренировок. Для общего успокоения и гармонизации работы внутренних органов, особенно для регуляции кровяного давления. Помогает при разнообразных неприятных явлениях, связанных с тревогой

– 205 –

•  « Прохлада »

•  « Тяжесть »

•  Предсонное самовнушение (метод Куэ)

•  Утреннее (послесонное) самовнушение

•  Вчувствование и перевоплощение. Ролевой тренинг « Я – Он (Она) »

•  Создание внутреннего двойника и ступенчатые перевоплощения. Внутреннее подражание

•  Как обмануть бессонницу

•  Лучший способ самоанализа

•  « Опережающая благодарность »

•  « Тайный психолог »

140

 

 

144 – 146

 

 

146 – 147

 

 

 

148

 

174 – 177,

192 – 198

 

 

 

178 – 180

 

 

 

149 – 152

 

 

 

201 – 203

 

189 – 192

 

188

Элемент общего расслабления. В сочетании с « теплом » в теле помогает самоуспокоению

Элемент курсовых тренировок. Для глубокого саморасслабления, могущего переходить в сон

Всегда и повсюду, при разнообразнейших внутренних неладах и профилактически. Накануне ответственных ситуаций; при разрешении трудных проблем

То же самое

Дополнительный прием для курсовых тренировок. Самостоятельно – для развития воображения, фантазии и творческих способностей. Для углубленного понимания других людей и развития таланта общения

То же самое. Для развития внутренней пластичности и целенаправленной перестройки личности

Плюс вся книга. Поймите суть парадокса сверхзначимости – захотите не захотеть спать. – Снизьте значимость сна – расслабьтесь...

При неудачах и... профилактически

Для успеха в общении, всегда и повсюду

То же, плюс уравновешивание самооценки

 

ЭТУ КНИГУ ПИСАЛИ И ВЫ

Мой читатель! Вы не ищете иллюзий и не ждете чудес; вы не нуждаетесь ни в снисходительности, ни в лести; поэтому хочется, чтобы вы просто знали, что автору жаль с вами расставаться, ибо общение с вами – не только труд, но и наслаждение.

Я не знаю вас лично, но некое чувство (не знаю какое) делает наше общение ощутимым и действенным. Если бы я не верил, что понимаю вас в чем-то лучше, чем самого себя, эта книга не была бы написана. Конечна, эта вера – всего лишь рабочее самовнушение ( « уча других, учусь сам » ); конечно же, вы знаете себя лучше, чем я. Моей целью было только помочь вам распечатать это знание – распечатать и оживить...

У всякой книги, как у всякого человека, есть своя тайна. Тайна этой книги – и авторская, и ваша. Я хочу, чтобы эта книга дала вам, по крайней мере, столько же минут настоящей жизни, сколько дала мне.

<<<< ||