|
О ВРЕДНЫХ САМОСОСРЕДОТОЧЕНИЯХ«Сначала я только подумаю, что у меня может заболеть голова (сердце, живот, позвоночник...) – тут она и начинает болеть, чем больше болит, тем больше думаю, чем больше думаю, тем больше болит... когда я отключаюсь от себя, все хорошо, но...» Читателю ясно, о каких состояниях идет речь. Они довольно часты. Вредные самососредоточения возникают по механизму парадоксальных состояний. Как не думать о белом медведе? Очень просто: думать о черной собаке. О зеленом крокодиле. О пятнистом жирафе... Одно сосредоточение может быть побеждено только другим. Роль отвлекающего сосредоточения при многих неврозах и выполняет АТ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ – ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ (замечание об оптимальных ритмах внимания)Еще раз вспомним о биомаятниках и о том, что пока мы живы, в нас все движется и вибрирует. Приборы показывают, что даже у неподвижно застывшего часового тело совершает легкие ритмично-аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, все-таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий – разжатий, только очень быстрых, сливающихся... Так же движется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем-то. Нет, сосредоточение – это ни в коем случае не неподвижное застывание: это повторное возвращение к предмету внимания, возвращение в наилучшем ритме! Когда ритм оптимален, тогда только и возникает ощущение непрерывности. Все, что само сосредотачивает, все, что « втягивает » – все ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. Если вы хотите, чтобы самовнушения АТ были максимально продуктивными, они должны носить ритмично-возвратный характер. А главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения! НА ВКУС, НА ЦВЕТ...Упражнения вчувствования в слова и вживания в представления помогут вам в дальнейших целенаправленных самовнушениях. Делать их лучше всего в состоянии предварительного расслабления. На каждом представлении сосредотачиваться от 1 до 10 минут. 1. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаторности, увидеть и удержать внутренним взором: белые-белые белила; синюю-синюю синьку; коричневую корявую корку; желтый-желтый желток; красивую красную краску; зеленую траву. 2. Вызовите образ, почувствуйте вкус: лимон: кислый-кислый, только что разрезанный; икра: красная, искристая. 3. Вызовите образ и осязательное ощущение: колкая иголка; мягкая вата; нежный пух. (От последних двух представлений можно переходить к представлению погружения в мягкую пуховую перину – это хорошее дополнение для общего расслабления. « Погружайтесь » в ванну, « покачивайтесь » в медленно, лениво плывущей лодке, в гамаке и т. п.) 4. Добейтесь максимально ярких образных представлений: горячий пар кипятка в парильне; холодное стальное лезвие ножа; с треском горящий в костре хворост; холодный влажный платок на лбу. 5. Сюжетные саморазвивающиеся представления – пример: Пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме, с наслаждением вытягиваетесь... Смотрите перед собой в море. « Барашки » ... Головы купающихся... Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появляется (силуэт корабля, тучки, в небе самолет...)? Посмотрите, что происходит вокруг, на берегу (играют дети; собака, мяч...). Вас разогревает солнце, палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок, хочется искупаться. Входите в воду. Вода прохладная... Произвольный вызов ярких до галлюцинаторности представлений принято относить к « высшей ступени » АТ. Но некоторым людям они хорошо удаются с самого начала и помогают осваивать « низшие ступени » (пример: через представление « я на пляже » – вызов ощущения тепла в теле). Успех определяется не только глубиной сосредоточения, но и типом восприятия и мышления. У людей с конкретно-образным складом мышления легко возникают сюжетные представления, а через них – самовнушения разных состояний. У тех, кто мыслит больше абстрактными категориями, легче вызываются отдельные ощущения, не связанные ни с какими представлениями.
|