Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 25 МАСКИ АПОКАЛИПСИСА

Подобно индейцам хопи в Северной Америке, авестий­ ские арии в доисламском Иране верили, что нашей эпохе предшествовали три эпохи творения. Во время первой эпо­ хи люди были чисты и безгрешны, высоки ростом и явля­ лись долгожителями, но к ее концу дьявол объявил войну святому богу Ахурамазде, результатом чего явился бурный катаклизм. Во время второй эпохи дьявол успехов не имел. В третьей эпохе добро и зло уравновешивали друг друга. В четвертой эпохе (нынешней) зло как восторжествовало вна­ чале, так и продолжает с тех пор торжествовать.

Согласно пророчествам, вскоре ожидается конец чет­ вертой эпохи, но в данном случае нас интересует конец первой. Он не связан напрямую с наводнением, но столькими чертами схож с преданиями о всемирном потопе, что связь здесь отчетливо просматривается.

Авестийские священные книги возвращают нас к вре­ менам рая на Земле, когда далекие предки древних персов жили в сказочной и счастливой Арйана Вэджа, первом тво­ рении Ахурамазды, которая процветала в первую эпоху и была мифическим местом рождения и домом арийской расы.

В те дни Арйана Вэджа отличалась мягким и способ­ ствующим плодородию климатом, где лето длилось семь месяцев, а зима — пять. И этот сад наслаждений, урожай­ ный и богатый зверьми, где реки струились по лугам, пре­ вратился в результате нападения дьявола Ангро-Майнью в безжизненную пустыню, где десять месяцев зима и только два — лето:

"Первой из двух счастливых земель и стран, которые я, Ахурамазда, создал, была Арйана Вэджа... Но вслед за этим Ангро-Майнью, носитель смерти, создал в противовес ей могучую змею и снег. Теперь там десять месяцев зимы и лишь два месяца лета, там мерзнет вода, мерзнет земля, мерзнут деревья...
Все кругом покрывает глубокий снег, и это самая ужасная из напастей..."

Читатель согласится, что речь идет о внезапном и рез­ ком изменении климата в Арйана Вэджа. Священные кни­ ги "Авесты" не оставляют в этом сомнения. Ранее там опи­ сывалась встреча небесных богов, которую организовал Аху- рамазда, и говорилось, как на нее явился в сопровождении всех своих чудесных смертных "справедливый Йима, дос­ тославный пастырь из Арйана Вэджа".

Именно в этот момент начинаются странные параллели с библейскими преданиями о потопе, потому что Ахурамаз- да пользуется этой встречей, чтобы предупредить Ииму о том, что должно приключиться в результате происков не­ чистой силы:

"И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал ему: "О справедливый Йима... На материаль­ ный мир собирается пасть роковая зима, не­ сущая с собой неистовый разрушительный мо­ роз. Губительная зима, когда выпадает огром­ ное количество снега...

И погибнут все три вида животных: те, что живут в диких лесах, те, что живут на вер­ шинах гор, и те, что живут в глубине долин под защитой хлевов.

А посему построй себе вар [подземное убежи­ ще] размером с пастбище. И принеси туда представителей всякого рода зверей, великих и малых, и скота, и людей, и собак, и птиц, и огонь пылающий.

Сделай так, чтобы там текла вода. По бере­ гу водоема на деревья посади птиц среди веч­ нозеленой листвы. Посади там образцы всех растений, самых красивых и благоухающих, и плоды самые сочные. И все эти предметы и существа уцелеют, пока они находятся в варе. Но не вздумай поместить сюда существ урод­ ливых, бессильных, безумных, безнравственных, лживых, злых, ревнивых, а равно людей с не­ ровными зубами и прокаженных.

Кроме масштаба этого убежища, есть только одно су­щественное отличие вара, внушенного Йиме свыше, от ков­ чега, на постройку которого был подвигнут Ной: Ковчег — средство пережить ужасное и разрушительное наводнение, способное погубить все живое, погрузив мир в воду; вар — средство пережить ужасную и разрушительную зиму, спо­собную уничтожить все живое, покрыв землю слоем льда и снега.

В "Бундахиш", другой зороастрийской священной кни­ ге (считается, что в нее вошел древний материал из утерян­ ной части "Авесты"), приводится дополнительная инфор­ мация об оледенении, скрывшем Арйана Вэджо. Когда Ан- гро-Майнью наслал неистовый разрушительный мороз, он также "напал на небо и привел его в беспорядок". "Бунда­ хиш" рассказывает, что это нападение позволило нечести­ вому завладеть "одной третью неба и закрыть его тьмой", в то время как наползающие льды сжимали все вокруг.

НЕОПИСУЕМЫЙ ХОЛОД, ОГОНЬ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И РАССТРОЙСТВО НЕБЕС

Авестийские арии Ирана, про которых известно, что они мигрировали в западную Азию с некоей далекой роди­ ны, не единственные обладатели древних преданий, в кото­ рых слышится эхо великой катастрофы. Правда, чаще всего в других преданиях фигурирует потоп, однако знакомые мотивы божественного предупреждения и спасения остат­ ков человечества в различных районах мира зачастую свя­ зываются и с внезапным оледенением.

Например, в Южной Америке индейцы тоба из района Гран-Чако, находящегося на стыке современных границ Па­ рагвая, Аргентины и Чили, до сих пор повторяют миф о приходе "Великого Холода". В этом случае предупреждение поступает от полубожественной героической фигуры по имени Асин:

"Асин велел человеку набрать как можно боль­ ше дров и покрыть хижину толстым слоем тростника, потому что грядет Великий Хо­лод. Подготовив хижину, Асин с человеком закрылись в ней и стали ждать. Когда насту­ пил Великий Холод, пришли дрожащие люди и стали просить у них головешку. Асин был тверд и делился угольками только со своими друзьями. Люди стали замерзать, они кричали весь вечер. К полуночи все они умерли, молодые и старые, мужчины и женщины... Лед и сля­ коть держались очень долго, все огни погасли. Мороз был густой как кожа".

Как и в авестийских преданиях, здесь великий холод тоже сопровождался великой тьмой. Говоря словами ста­ рейшины тоба, эти несчастья были ниспосланы, "потому что, когда земля полна людей, ей приходится изменяться. Приходится сокращать население, чтобы спасти мир... Ког­ да пришла долгая тьма, солнце исчезло и люди стали голо­ дать. Когда еда совсем кончилась, они стали есть своих детей. И в конце концов они умерли..."

В книге майя Пополь-Вух наводнение связывается с "сильным градом, черным дождем, туманом и неописуемым холодом". Там говорится так­ же, что в это время было "пасмурно и сум­ рачно по всему свету... лица Солнца и Луны были скрыты ". В других источниках майя го­ ворится, что эти странные и ужасные явле­ ния обрушились на человечество «во времена предков. Земля потемнела... Сначала солнце ярко светило. Потом среди бела дня стало темно... Солнечный свет вернулся лишь через двадцать шесть лет после наводнения»".

Читатель может вспомнить, что во многих мифах о по­ топе и катастрофе есть упоминание не только о великой тьме, но и о других видимых изменениях неба. Жители Огненной Земли, например, говорили, что Солнце и Луна "упали с неба", а китайцы — что "планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому". Инки верили, что "в древности Анды раскололись, когда небо воевало с землей". У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца. В африканском мифе из низо­ вьев Конго говорится, что "давным-давно Солнце встрети­ ло Луну и забросало ее грязью, отчего яркость той умень­ шилась. Когда произошла эта встреча, случился великий потоп..." Индейцы като из Калифорнии просто говорят, что "небо упало". А в античных греко-римских мифах го­ ворится, что девкалионову наводнению непосредственно предшествовали ужасные события на небесах. Они симво­ лически описаны в истории о том, как Фаэтон, сын Солн­ ца, попытался править колесницей своего отца:

"Огненные кони быстро почувствовали, что вожжи держит неопытная рука. То пятясь, то бросаясь в сторону, они сошли с обычного пути; тогда вся земля с изумлением увидела, как великолепное Солнце вместо того, чтобы следовать своим вечным и величественным путем, вдруг закувыркалось и стремглав поле­ тело вниз, подобно метеору".

Здесь не место разбирать, что могло вызвать пугающие перемены в небесах, которые по всему свету фигурируют в легендах о катаклизме. Сейчас нам достаточно отметить, что в этих преданиях речь идет о том же "беспорядке в небесах", что сопровождал роковую зиму и обледенение, описанные в персидской "Авесте" 28 . Встречаются и другие связующие моменты. Огонь, например, часто следует за на­ воднением или предшествует ему. В истории с солнечными приключениями Фаэтона "трава увяла; посевы выгорели; леса занялись огнем и дымом; затем оголившаяся земля стала трескаться и крошиться, а почерневшие скалы лопну­ ли от жара".

Вулканические явления и землетрясения также часто упоминаются в связи с наводнением, особенно в обеих Аме­ риках. Чилийские арауканы прямо говорят, что "наводне­ ние было вызвано извержениями вулканов, которые сопро­вождались сильными землетрясениями". Мам-майя из Сан- тьяго-Чимальтенанго, что в западных нагорьях Гватемалы, хранят память о "потоке горящей смолы", который, как они говорят, был одним из инструментов уничтожения мира. А в Гран-Чако (Аргентина) индейцы матако рассказывают о "черной туче, которая пришла с юга во время наводнения и закрыла все небо. Сверкали молнии, гремел гром. Но кап­ ли, что падали с неба, походили не на дождь, а на огонь..."

ЧУДОВИЩЕ ГНАЛОСЬ ЗА СОЛНЦЕМ

Существует одна древняя культура, которая сохранила в своих мифах более живые воспоминания, чем другие; она принадлежит к так называемым тевтонским племенам Гер­ мании и Скандинавии, и ее помнят в основном по песням норвежских скальдов и сагам. Истории, которые переска­ зывают эти песни, уходят корнями в прошлое, гораздо более далекое, чем представляется ученым; в них знакомые образы переплетаются со странными символическими уст­ ройствами, и аллегорический язык повествует о катаклизме ужасной мощи:

"В далеком лесу на востоке пожилая вели­ канша произвела на свет целый выводок вол­ чат, отцом которых был Фенрир. Одно из этих чудовищ погналось за Солнцем, чтобы им зав­ ладеть. Погоня долго была тщетной, но с каждым сезоном волк набирался сил и, нако­ нец, сумел догнать Солнце. Его яркие лучи погасли один за другим. Оно стало кроваво- красного оттенка, а потом совсем исчезло. Вслед за этим в мире наступила ужасная зима. Со всех сторон налетали снежные бури. На всей земле началась война. Брат убивал бра­ та, дети перестали уважать узы крови. На­ ступило время, когда люди стали не лучше волков и жаждали уничтожить друг друга. Еще немного, и мир свалился бы в бездну все­общей гибели.

Тем временем волк Фенрир, которого боги за­долго до этого старательно сажали на цепь, порвал оковы и сбежал. Он стал отряхивать­ ся, и мир затрепетал. Ясень Иггдрасиль, слу­ живший осью земли, вывернулся вверх корня­ ми. Горы стали крошиться и трескаться от вершины до подножия, и карлики отчаянно, но безуспешно пытались отыскать знакомые, но теперь исчезнувшие входы в свои подзем­ ные жилища.

Брошенные богами люди покинули свои домаш­ ние очаги, и людской род исчез с лица земли. Да и сама земля стала терять свой облик. Звезды стали уплывать с неба и исчезать в зияющей пустоте. Они были как ласточки, усталые от долгого перелета, которые пада­ ют и тонут в волнах.

Великан Сурт зажег землю; Вселенная пре­ вратилась в огромную печь. Пламя вырыва­ лось из трещин в скалах, повсюду шипел пар. Вся живность, вся растительность были уничтожены. Осталась только голая земля, но она, как и небо, вся покрылась трещинами и рассе­ линами.

И тут все реки и все моря поднялись и вышли из берегов. Со всех сторон волны сталкива­ лись друг с другом. Они вздымались и кипели, скрывая под собою тонущую землю... Однако не все люди погибли в этой великой катастрофе. Прародители будущего человече­ ства уцелели, спрятавшись в стволе ясеня Иггдрасиля, чья древесина выстояла в пламе­ ни всепожирающего пожара. В этом убежи­ ще они продержались, питаясь только утрен­ ней росой.

Вот так и получилось, что из обломков ста­ рого мира родился новый. Постепенно земля воспрянула из воды. Горы снова поднялись, и с них журчащими потоками спала пелена воды ".

Тот новый мир, который провозглашает тевтонский миф, это наш мир. Нет необходимости повторять, что, подобно Пятому Солнцу ацтеков и майя, он был создан уже давно и совсем не нов. Может ли быть простым совпадением, что один из многих центральноамериканских мифов о потопе, рассказывая о четвертой эпохе, четвертом Атле (Атль — вода), усаживает чету Ноя не в ковчег, а в огромное дерево, вроде Иггдрасиля? "Четвертый Атль закончился наводнениями. Горы исчезли... Двое уцелели потому, что один из богов приказал им выдолбить полость в стволе очень большого дерева и заползти туда, когда небеса упадут. Эта пара спря­ талась и уцелела. Их потомство вновь заселило мир".

Не странно ли, что одна и та же символика использует­ся в древних преданиях регионов мира, так удаленных друг от друга? Как это можно объяснить? Что это: некая всепро­ никающая волна подсознательной межкультурной телепа­ тии или результат того, что универсальные элементы этих замечательных мифов были много веков назад сконструи­ рованы умными и действующими целенаправленно людь­ ми? Какое из этих невероятных предположений больше похоже на правду? Или существуют другие возможные от­ веты на загадку этих мифов?

Мы в свое время вернемся к этим вопросам. А пока какой вывод мы можем сделать относительно всех этих апокалиптических видений огня и льда, наводнений, из­ вержений и землетрясений, которые содержат мифы? Во всех них присутствуют какие-то узнаваемые, знакомые реа­ лии. Может быть, это потому, что они рассказывают о на­ шем прошлом, о котором мы можем лишь догадываться, по не можем ни ясно вспомнить его, ни совсем позабыть?

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен