ФИЗИКА АНГЕЛОВ - Мзтью Фокс, Руперт Шелдрейк        


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



СВЕТ И ОГОНЬ

Итак, для всех освещаемых существ источник света Бог— как сущность света, причина его бытия и сообщения. По установлению же Божию в подражание Богу для каждого низшего существа высшее существо есть начало освещения, поскольку через высшее низшему передаются лучи божественного света. Таким образом, высший чин Умов небесных всеми прочими ангельскими существами по справедливости почитается, после Бога, началом всякого священного богопознания и богоподражания, так как через них всем существам и нам сообщается Божественный свет; поэтому всякое священное и богоподражательное действие относят не к Богу как Первопричине, а к первым богоподобным Умам как первым исполнителям и проводникам божественных энергий. Чины же низших существ хотя участвуют в огненной, мудрой, познавательной и приемлющей Бога силе, но в меньшей степени, обращая взоры свои к первым, и через них, как первоначально удостоенных богоподражания, восходят к богоподобию сообразно с своими силами 20 .

При изъяснении первого изображения нам прежде всего надо рассмотреть, почему богословие почти более всего употребляет символы огня. Ибо найдешь, что оно не только представляет огненные колеса, но и огненных животных, и мужей как бы молниевидных; полагает около небесных Существ множество огненных углей, представляет огненные реки, текущие со страшным шумом; говорит еще, что и престолы огненные, и самым именем Серафимов показывает, что эти Высшие существа огненные, и приписывает им свойства и действия огня, и вообще, как на небе, так и на земле, особенно любит употреблять огненные изображения.

По моему мнению, вид огня указывает на богоподобное свойство небесных Умов. Ибо святые богословы описывают часто Высочайшее и неизобразимое Существо под видом огня, так как огонь носит в себе многие и, если можно сказать, видимые образы Божественного свойства. Ибо чувственный огонь находится, так сказать, во всем, через все свободно проходит ни с чем не смешивается. Он ясен и вместе сокровенен, неизвестен сам по себе, если не будет вещества, на которое бы он оказал свое действие. Неуловим и невидим сам собой; все побеждает, и к чему бы ни прикоснулся, над всем оказывает свое действие. Все изменяет и сообщается всему, что к нему каким бы то ни было образом приближается. Животворной своей теплотой все возобновляет, все освещает ясными лучами. Неудержимый, беспримесный, имеет силу отделять; неизменяемый, стремится вверх, проницает, выходит на поверхность и не любит быть внизу; всегда движется — самодвижен и движет все. Все охватывает, но сам не объемлется; не имеет нужды ни в чем другом, умножается неприметно, и во всяком удобном для него веществе показывает свою великую силу; деятелен, силен, всему присущ невидимо. Оставленный в небрежении кажется несуществующим, чрез трение же, как бы через некоторое искание, в сродном с ним веществе внезапно появляется и тотчас опять исчезает, и, всему обильно сообщая себя, не уменьшается. Можно найти и другие многие свойства огня, как бы в чувственных изображениях показывающие божественные свойства. Зная это, богомудрые мужи представляют небесные существа под видом огня, показывая тем богоподобие и возможное для них подражание Богу 21 .

Теперь должно показать значение рек, колес и колесниц применяемых к небесным Существам. Огненные реки означают божественные истоки, обильно и непрестанно увлажняющие эти Существа и питающие их животворным плодоносием. Колесницы означают согласное действие равных. Колеса же крылатые, неуклонно и прямо движущиеся вперед, означают силу небесных Существ идти в деятельности своей по прямому и правильному пути, поскольку всякое их духовное стремление свыше направляется по прямому и неуклонному пути 22 .

Руперт: Эти поразительные пассажи повествуют о первичной природе света и огня и о том, что для описания божества Библия часто пользуется символами огня и света. Образы света и огня можно найти в любой традиции. Индуизм изображает Шиву — творца и разрушителя — в облике Натараджи 23 , танцующего в огненном круге. Очищающий, преображающий и разрушающий огонь— один из первообразов, встречающихся в каждой культуре. Наша жизнь зависит от солнца, а солнце — это огонь. Всем культурам понадобилось приручить огонь. Пользоваться огнем может только человек. Огонь помог нам стать людьми и превратился для нас в богатейший источник образности.

В этих отрывках исключительные свойства огня описаны необычайно ясно и красиво. Огненные серафимы идут первыми. В начале творения, согласно Книге Бытия, Бог повелел: «Да будет свет» — и свет отделился от тьмы.

Параллели Дионисиевым образам первичных света и огня обнаруживаются в космологических представлениях многих культур, а также и в современной науке. В науке первый акт творения чаще всего называю, «Большим Взрывом», произошедшим, когда жар достиг невероятно высокой отметки, или же используют для его описания такие выражения, как «первичный cryсток энергии». Отсюда ведет отсчет современная космо. логия: все появилось из этого невообразимого жара или пламени.

В отрывке о реках, колесах и колесницах Дионисий говорит о «крылатых колесах, неуклонно и прямо движущихся вперед». В этом образе сочетаются движение по прямой и движение по кругу. В математике такое сочетание представлено в волновых уравнениях. Физика волн, на которой покоится современная физика, укоренена в математике вращения — то есть колеса , .

Синусоидальная волна и ее математическое соотношение с кругообразным движением. Точка Р движется по кругу с постоянной скоростью (угловая скорость ). Движение вверх-вниз точки А, отображенное на оси времени, называется «синусоидальной волной», поскольку уравнение, описывающее это движение, включает в себя синус угла .

1. Расстояние

2. Время

Мэтью: Чакры изображаются в виде вращающихся а на Востоке и на Западе чакры соответствуют небесным сферам. Первая чакра — это вибрирующая чакра огня. Но это также и семя Кундалини — огонь, воспламеняющий остальные чакры. Огонь почитается во многих традициях, и, разумеется, ему отведено важное место в мировоззрении Дионисия. По его словам, нам «сообщается Божественный свет», сияние божества мистически переполняет нас. И снова он отождествляет переживание красоты с переживанием света.

Я думаю, особая любовь Дионисия к огню и свету объясняется еще и тем, что он был отшельником и жил в Сирийской пустыне. Наверное, поэтому он научился ценить огонь и дневной свет.

Он говорит о божественном сиянии, о том, как нам сообщается свет, светоносная природа божества. «Для всех освещаемых существ источник света есть Бог». Понятие освещения, или просветления, свойственно не только западной или ближневосточной традициям — это еще и буддийская идея прорыва к свету.

Мы причастны божественному сиянию, говорит Дионисий. Это вновь возвращает нас к еврейской концепции шехины, сияния, божественного огня, огненного присутствия. Моисею Бог является в неопалимой купине; огненный столп сопровождает пересекающих пустыню израильтян. По словам Дионисия, «богословие почти более всего употребляет символы огня... вид огня указывает на богоподобное свойство небесных Умов».

А в этой его фразе речь явно идет о волнах и фотонах: “...огонь находится во всем, через все свободно проходит, ни с чем не смешивается». Огонь «ясен и вместе сокровенен, неизвестен сам по себе... неуловим и невидим». Он «все изменяет... животворной своей теплотой все возобновляет, все освещает ясными лучами... Все охватывает». Он «кажется несуществующим, но внезап но появляется». Кажется, огонь совсем потух, — но поднесите к нему кусочек бумаги и он оживет. Поэтому, говорит Дионисий, «богомудрые мужи представляют небесные существа под видом огня»: ибо огонь — одна из самых насыщенных метафор божества.

В каждой чакре присутствует элемент огня. Во второй чакре — сексуальное пламя; в третьей — пламя гнева; в сердце — смягчающая теплота огня (как говорит Аквинат, «первая деятельная любовь умягчает»); огонь в горле — пророческий глас; огонь интуиции, просветления и творчества находится в третьем глазе. И, наконец, огонь теменной чакры-короны сообщается с пламенем Вселенной, в том числе с пламенем ангелов, небесных существ.

Руперт: Дионисий говорит о пламени, сокрытом во всех вещах, а наука говорит об энергии. Тепло присутствует во всем, и только в точке абсолютного нуля, теоретического предела, эта вибрирующая термальная энергия исчезает. Но даже и тогда все еще сохраняется скрытая энергия, удерживающая химические связи, а также энергия, связанная полями на субатомном и атомарном уровнях вещества.

Специалист в области квантовой физики Дэвид Бом сказал: «Материя — это замороженный свет». Материя — вибрирующие субатомные и атомарные частицы — улавливает энергию света. Но вещество может и отдавать свет. Например, когда горит бумага, высвобождается энергия солнца, уловленная листьями деревьев в процессе фотосинтеза и скрытая в древесине.

Законы термодинамики, сформулированные в XIX веке, — величайшее научное прозрение. Они гласят, что все виды энергии могут трансформироваться друг в друга и что энергия — сердце всех вещей. Наиболее очевидная форма энергии — огонь, но энергия незримо присутствует во всем остальном. Источник ее, согласно утверждениям современной космологии, - это первичный сгусток энергии, давший начало Вселенной.

Мэтью: Интересно, что одним из величайших грехов считается инертность, лень. Что такое инертность? Недостаток энергии. Хильдегарда Бингенская восклицает; «Почему ты живешь без страсти, без крови?» Другими словами, где же огонь?

Пятидесятница, прорыв духа, также связана с образом пламени. Это пламя умягчает, вдохновляет, преображает. Огонь — повседневное явление, ведь фотосинтез — это процесс превращения света в пищу. Так что когда мы поглощаем пищу, мы поглощаем огонь.

Помню, когда умер мой пес, я, едва прикоснувшись к нему, сразу понял: это уже не он. Ушло тепло, а вместе с ним — жизнь.

Однажды я молился в ритуальном помещении кива вместе с индейцем из племени хопи, и мы беседовали о ритуальных танцах с гремучими змеями. Я спросил у него: «Что ты чувствуешь, когда хватаешь змею и начинаешь молитву? Неужели тебе не страшно?» Он ответил: «Страшно, но я пою ей. Змеи, как и все пресмыкающиеся, очень чувствительны к холоду и теплу. Змея улавливает тепло песни и быстро успокаивается». Сердце и музыка сообща вырабатывают тепло. Это удивительная мысль. Возможно, это такой же мощный генератор энергии и огня, как и фотосинтез. Но мы пока так и не научились высвобождать свое тепло.

Хильдегарда говорит: «Во Вселенной тепло не может пропасть».

<<<< || >>>>


Создатель библиотеки: Андрей Хахилев