Пранаяма. Мудры и Бандхи

1.  Чтобы следовать техникам Пранаямы, необходимо знать некоторые факты о мудрах и бандхах Санскритское слово мудра означает печать, или замок Оно обозначает позы, которые закрывают отверстия тела и в которых пальцы сложены определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук

2. Бандха означает зависимость, соединение вместе, сковывание или захват. Этот термин также относится к позе, в которой определенные органы или части тела сжаты, сокращены и контролируемы

3. Когда генерируется электричество, необходимо иметь трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным.  Когда прана практикой Пранаямы вы нуждена течь через тело йогина, также необходимо использовать бандхи, чтобы предотвратить рассеяние энергии и безопасно про вести ее в нужное место. Без бандх практика Пранаямы нарушает течение праны и может повредить нервную систему,

4. Помимо некоторых мудр, упомянутых в текстах Хатха-Йоги, для пранаямы наиболее важны джаландхара, уддийяна и мула бандхи Они помогают распределить энергию и предотвратить ее напрасную трату через гипервентиляцию тела Они практикуются для пробуждения спящей кундалини и направляют ее энергию через канал сушумну во время пранаямы. Их использование исключительно важно для познания состояния самадхи.

Джаландхара бандха

5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака;       джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбородок.

Техника

а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4).

б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.

в) Без напряжения растяните стороны шеи и подвиньте лопатки внутрь тела; держите грудной и шейный отделы позвоночника вошутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке

г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не должно быть насильственного движения вперед, вниз или напряженной задней стороны шеи (фот. 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими

д) Опустите голову так, что обе стороны челюстной кости ра вномерно располагаются в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фот 57 и 58),

е)  Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фот. 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фот, 60), что может вызвать боль я напряжение, сохраняющиеся долгое время Когда достигнута эластичность, шея все больше сгибается вниз

ж)  Не форсируйте движение подбородка к груди, как на фот 55, а поднимайте грудную клетку к склоняющемуся подбородку, как на фот. 58.

з)  Сохраняйте центр головы и подбородка на одной линии со средней линией грудины, пупка и промежности (фот. 61).

и) Располагая подбородок на грудной клетке, следите, чтобы область ребер не была впалой (фот. 62).

к) Расслабьте виски и сохраняйте глаза и уши пассивными (фот. 57).

л) Это      джаландхара бандха.

Результаты

Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре мозга и порождает прохладу. Выполнение джаландхара бандхи приводит к тому, что замыкание пади, проходящей вокруг шеи, не позволяет холодной энергии лунного сплетения течь вниз ил и быть растворенной горячей энергией солнечного сплетения. Таким образом накапливается эликсир жизни, и жизнь продлевается, Бандха также прижимает каналы иду и пингалу и позволяет пране проходить через сушумну

Джаландхара бандха очищает носовые проходы и регулирует поток крови и праны в сердце, голове и эндокринных железах, расположенных в области шеи {щитовидной и парашитовидной). Если прана яма выполняется без джаландхара бандхи, то в сердце, мозгу, глазных яблоках и среднем ухе немедленно ощущается давление. Это может привести к головокружению. Джаландхара бандха расслабляет мозг и успокаивает интеллект (манас, буддхи и ахамкара).

Примечание

Тем, у кого негибкая шея, следует держать голову так низко, насколько это возможно без чрезмерного дискомфорта (фот. 63), или же свернуть валиком кусок материи и расположить его на верхушке ключиц (фот. 64 и 65). Удерживайте валик поднятием грудной клетки, а не надавливанием подбородка (см фот 57) Это снимает напряжение в горле, и дыхание становится комфортным

Уддийяна Бандха

6. Уддийяна, что означает взлет, является абдоминальным сжатием. В ней прану, или энергию, заставляют взлетать от нижнего уровня брюшной полости к голове Диафрагма поднимается от нижнего уровня брюшной полости к грудной клетке и тянет за собой органы брюшной полости назад и вверх к позвоночному столбу

Техника

Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Никогда не делайте уддийяну во время пра-наямы, если вы еще не овладели последней, а также во время анта-ра кумбхаки (задержка дыхания во время интервала между полным вдохом и началом выдоха), так как это вызывает напряжение в сердце

а) Станьте в тадасану (фот. 25).

б) Поставьте ноги примерно на ширину фута.

в) Слегка наклонитесь вперед, согнув при этом колени, растопырьте пальцы рук и захватите ими середины бедер,

г) Слегка согните руки в локтях и опустите подбородок насколько возможно в джаландхара бандху,

д) Глубоко вдохните и затем быстро выдохните, так, чтобы воздух вытолкнулся из легких со большой скоростью.

е) Задержите дыхание, не вдыхая. Подтяните всю абдоминальную область назад, к позвоночнику, и яыншмите ее вверх (фот 66) При выполнении уддийяны трудна я клетка ни в коем случае не должна быть впалой

ж) Поднимите поясничный и спинной отделы позвоночника вперед и вверх. Сожмите абдоминальные органы к позвоночнику и надавите ими на него.

з)   Сохраняйте абдоминальное сжатие, поднимите руки от бедер и расположите их немного выше, по краям тазовых костей для более сильного сокращения.

и) Выпрямите спину, не ослабляя при этом абдоминальное сжатие и не поднимая подбородок (фот. 67),

к) Сохраняйте сжатие насколько возможно долго, от десяти до пятнадцати секунд Не пытайтесь держать его дольше, чем можете, а постоянно увеличивайте время по мере того, как это становится комфортным

л) Сначала расслабьте абдоминальные мышцы, не двигая при этом подбородком и головой. Если они будут двигаться, то вы сразу ощутите напряжение в области сердца и висков.

м) Позвольте брюшной полости вернуться в нормальное положение. Затем медленно вдохните (фот. 68).

н) Не выдыхайте во время процессов, описанных в пунктах е)-л)

о) Сделайте несколько дыханий, затем повторите цикл от а) до л), не больше, чем шесть-восемь раз подряд. Увеличивайте продолжительность сжатия или количество циклов по мере возрастания ваших возможностей или делайте это под личным присмотром опытного учителя или гуру,

п) Циклы следует выполнять только один раз в день.

р) Когда в практике уддийяны достигнута прочность, постепенно вводите ее в разные виды пранаямы, всегда задерживая дыхание после выдоха (бахья кумбхака).

Примечание

I Практикуйте только на пустой желудок.

II.  Не сжимайте абдоминальную полость, пока не будет вытолкнут воздух.

III. Если ощущается напряжение в висках или затруднено поступление воздуха, это означает, что уддийяна выполняется уже за пределом возможностей.

IV Никогда не вдыхайте до тех пор пока не будет ослаблено сжатие уддийяны и абдоминальные органы не вернутся в свое исходное расслабленное состояние.

V Не сокращайте легкие в то время, когда абдоминальные органы сжаты

Результаты

Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это — лучшая из бандх, и тот, кто постоянно практикует ее, как учит гуру, снова становится молодым. Ее называют львом, убивающим слона, имя которому — — смерть. Ее следует выполнять только во время интервала между полным выдохом и следующим вдохом Она упражняет диафрагму и абдоминальные органы Поднятие диафрагмы мягко массирует мышиы сердца, таким образом тонизируя их Так же и уддийяна тонизирует абдоминальные органы, усиливает желудочный огонь и уничтожает токсины в пищеварительном тракте. Поэтому ее еще называют шакти чала-на пранаяма.

Мула Вандха

Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократите мышцы этой области и поднимите их вертикально по направлению к пупку. Одновременно нижнюю переднюю часть абдоминальной области ниже пупка подтяните назад и вверх к позвоночнику. Нисходящий поток апапа вайю изменяется, его вынуждают течь вверх, чтобы соединиться с прана вайю, пребывающим в области грудной клетки.

Мула бандху следует вначале практиковать с внутренней задержкой после вдоха (антара кумбхака). Существует различие между абдоминальным сжатием в уддийяна и мула бандхе. В уддийяна бандхе вся область от ануса до диафрагмы подтягивается назад к позвоночнику и поднимается. В мула бандхе же только промежность и нижняя абдоминальная область между анусом и пупком сокращаются, оттягиваются назад к позвоночнику и поднимаются вверх к диафрагме (фот 69).

Практика сокращения анального сфинктера (ашвини мудра) помогает овладеть мула бандхои. А шва означает лошадь. Эта мудра называется так потому, что напоминает оправление малой нужды лошадью. Ее следует освоить при выполнении различных асан, особенно тадасаны, сиршасаны, сарвангасаны, урдхвадхану-расаны, устрасаны и пашимоттанасаны (см. «Взгляд на Йогу»).

Существует серьезная опасность при самостоятельном изучении уддийяна и мула бандх. Неверное выполнение уддийяны вызывает непроизвольное излияние семени и потерю жизненности, а неправильное выполнение мула бандхи серьезно ослабляет практикующего, что ведет к утрате мужества. Даже правильное выполнение мула бандхи таит в себе опасность. Оно повышает сексуальную удерживающую мощь, которой практикующий имеет соблазн злоупотребить. Если он уступит этому соблазну, все его дремлющие желания могут проснуться и стать смертельными, подобно спящей змее, потревоженной палкой. Овладев тремя бан-дхами, йогин находится на перепутье своей судьбы, одна дорога которого ведет к бхаге (наслаждению мирскими удовольствиями), а другая к йоге, или союзу с Высшей Душой. Йогин, однако, чувствует большее влечение к своему Творцу. Обычно чувства открыты вовне и привлечены объектами, следуя путем бхаги. Если изменить направление, так, что они обратятся вовнутрь, то они последуют по пути йоги Чувства йогина обращены вовнутрь для встречи с Источником всего Творения. Это происходит, когда ищущий овладел гремя бандхами, при этом руководство гуру наиболее существенно, гак как под надлежащим руководством эта возрастающая мощь направляется к высшим и более благородным стремлениям.

Тогда практикующий становится человеком, давшим обет безбрачия (урдхваретас).

Овладев сексуальной потребностью естественно, без насилия, он перестает растрачивать свою мощь Он полностью сохраняет потенцию, но н то же время он — хозяин самого себя (бхава вай-раги) Затем он достигает моральной и духовной мощи, которая освещает путь вперед, подобно солнцу

Практикуя мула бандху, йогин пытается достичь истинного источника, или мула всего творения. Его цель — полное обуздание или бандха читты, включающей в себя ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара).